~-~-~-~~&~~-~-~-~
Драгоценные и поделочные камни в декоративно-прикладном
искусстве
Драгоценные
и поделочные камни издавна применяются в прикладном искусстве
для выполнения деталей убранства интерьеров, ювелирных
украшений, предметов культа, парадного оружия и символов власти.
Находки орудий и украшений, выполненных из поделочных камней,
встречаются уже в поселениях позднего палеолита и неолита. В
поселениях позднего палеолита были найдены скребки и наконечники
копий из яшмы и горного хрусталя. Для неолита характерно широкое
использование кварца, яшм, нефрита, обсидиана, халцедона, оникса
и янтаря. Эти камни служили украшениями, из них вырезали
амулеты-обереги, фигурки богов. В эпоху бронзы камень стали
помещать в металлическую оправу.
Во многих
древних культурах самоцветам приписывали сверхъестественные
свойства, использовали как амулеты, охраняющие от злых духов и
способствующие исцелению, или как талисманы, приносящие удачу,
успех в делах, победу в войне. Например, в Древнем Египте
вырезанный из лазурита или сердолика жук скарабей считался
символом бессмертия души. На драгоценных камнях гравировались
молитвы, заклинания, они играли важную роль в религиозных
ритуалах. Печати, вырезанные на камне, в древности заменяли
личную подпись. Искусно гравированные на драгоценных камнях
сцены из жизни и быта народов Древней Греции и Рима позволяют
узнать интересные детали, касающиеся истории и культуры
античного Средиземноморья. Поделочные камни нашли также широкое
применение в искусстве как материал для мелкой пластики (Глиптика),
художественной резьбы, произведений скульптуры, для
инкрустирования мебели, облицовки ваз и шкатулок (гл. обр.
малахит). В ювелирных изделиях поделочные камни часто
приобретают самостоятельное художественное значение, выступая
как их основная часть.
В цивилизациях
Древнего Востока (в бассейнах рек Нил, Тигр и Евфрат, Инд и
Ганг) обработка и использование драгоценных и поделочных камней
достигли высокого уровня. К концу IV тысячелетия до н.э. в
Шумере находят распространение цилиндрические печати с
геометрическим узором, вырезанным на агатах и халцедонах. Печати
середины III тысячелетия до н. э. - свидетельство
высокого развития камнерезного искусства, на них
изображены сцены строительства храмов и ритуальных церемоний.
Уникальными памятниками ювелирного искусства шумеров являются
украшения из захоронения царицы Шубад (середина III тысячелетия
до н.э.), обнаруженного близ г. Ур (многорядное ожерелье из
золотых листьев и бусин из глазурованных паст, сердолика и
лазурита). Для изделий из драгоценных и поделочных камней,
выполненных ювелирами и камнерезами Двуречья, характерны
декоративность, полихромия и ритмичность сюжетных и
орнаментальных композиций. В дальнейшем традиции шумерского
искусства оказали непосредственное влияние на культуру Ассирии,
Вавилона, Урарту, а также народов, населявших территорию Ирана и
скифско-сарматские степи. Ювелирное искусство Египта в период
Древнего Царства (начало III тысячелетия до н.э.) представлено
браслетами и фигурками-амулетами из гробниц близ Абидоса и
Нагады. Золото этих украшений сочетается с линейным узором из
аметистов, лазуритов и бирюзы.
В начале II тысячелетия до н.э., с
захватом территории Нубии, увеличивается приток драгоценных и
поделочных камней. Высокого совершенства достигла обработка
горного хрусталя и цветных камней, освоены техника огранки
кабошонов и "холодной эмали", при которой маленькие кусочки
цветного камня и цветных стеклянных паст помещали между золотыми
перегородками узора. Уравновешенность и ритм композиций,
гармония цвета, присущие для искусства Древнего Египта,
привлекают в нагрудных украшениях из поделочных камней (лазурит,
бирюза, карнеол) из гробниц фараонов Сенусерта II, Сенусерта III
и Аменемхета II (конец XX - IX вв. до н. э.). Особой
утончённостью отделки и высоким техническим совершенством
использования отличаются изделия мастеров Нового Царства (XVI -
II вв. до н.э.). Сокровища гробницы фараона Тутанхамона (XIV век
до н.э.) известны прекрасными украшениями из обсидиана, горного
хрусталя, голубой и зелёной бирюзы, лазурита, сердолика,
амазонита и коралла в сочетании с золотом и многоцветными
пастами. Достигла совершенства обработка драгоценных камней.
Например, несмотря на высокую твёрдость изумруда (известен в
Древнем Египте с XIX века до н.э.), египтяне могли гравировать
его, используя резные камни для перстней.
1. Ожерелье. Золото, алмазы, изумруд, жемчуг.
Индия, 18 век Частное собрание, Рим
2. Ожерелье.
Золото, изумруд, перламутр. Помпеи, 1 век до Н.Э. Национальный
музей, Неаполь
Богатство и
разнообразие драгоценных и поделочных камней Индии и соседних с
ней стран юго-восточной Азии обусловили их раннее и широкое
использование в декоративно-прикладном искусстве древних
цивилизаций бассейны рек Инд и Ганг. Памятники 3-1-го
тысячелетия до н.э. дают представление о широком использовании и
высоком качестве обработки драгоценных и поделочных камней в
разнообразных ювелирных украшениях: диадемы и венцы, браслеты и
накладки на стопу, запястья и сложные набедренные украшения,
изобилующие крупными кабошонами камней. В Хараппе - одном из
древнейших центров индийской цивилизации - обнаружен женский
пояс (2-я половина 3-го тысячелетия до н.э.), сплошь покрытый
бусинами красного сердолика, зелёного стеатита, агата, яшм,
амазонита, нефрита и афганского лазурита. Обилие цветного камня
дополнялось жемчугом и стекловидными пастами. Традиционное для
индийских украшений преобладание драгоценных и поделочных камней
над материалом оправы, связанное с увлечением живописностью и
полихромией, в значительной мере определено большим масштабом
добычи разнообразных драгоценных и поделочных камней на
территории страны. В 8-9 вв. н.э. осваивается огранка
драгоценных камней и их гравирование (предпочтительнее считалась
огранка, при которой сохранялась большая часть камня). Примерно
в тот же период в украшениях знати начинают использовать рубины
и сапфиры из Бирмы и Таиланда, индийские изумруды и алмазы.
Часто цветным драгоценным камням резчики придавали форму
многолепестковой розетки. Богатство колористического решения
изделий сочеталось с обилием жемчуга различных форм и размеров.
Несмотря на значительное влияние других культур для искусства
обработки драгоценных и поделочных камней Индии и поныне
характерно богатство цвета, детализации почти неизменных в веках
сложных орнаментальных композиций.
В Китае искусство резьбы по камню известно со II
тысячелетия до н.э. Широко использовались нефрит, издавна
почитаемый на востоке, и разновидности кварца (аметист,
раухтопаз, цитрин, морион, "волосатик" и празем). Из нефрита
предгорий Куньлуня выточено церемониальное оружие с
гравированным узором (ножи, топорики) времени династии Инь
(16-11 века до н.э.). Камнерезное искусство 3-2 века до н.э.
представлено коллекцией нефритовых изделий из погребений знати
династии Хань. Для них характерны условность форм и
стилизованный геометрический орнамент. Вплоть до XI века в
ювелирном искусстве Китая сильное влияние индийских и иранских
мотивов. Средневековые резчики Китая в изысканных формах
скульптурных композиций XVI - XVII века передавали тончайшие
цветовые нюансы природной окрашенности розового кварца, аметиста
(из месторождений Центрального Китая), нефрита и бирюзы. Особое
внимание уделялось выявлению декоративных возможностей фактуры
камня.
В ювелирных изделиях более позднего времени драгоценные
и поделочные камни - бирюза, кораллы, нефрит, жемчуг, малахит, а
затем и шпинель вплетены в сложные, тщательно проработанные
орнаментальные мотивы (сквозной прорезной или тканый узор в виде
облаков, ветвей и цветов с фигурками мифологических существ -
драконов и фениксов). У народов Центральной и Южной Америки
культура использования драгоценных и поделочных камней
насчитывает многовековую традицию. На территории современной
Бразилии, Мексики, Колумбии и Чили задолго до прихода европейцев
использовались нефриты различных оттенков, лазурит, бирюза,
горный хрусталь, розовый кварц и изумруд. Техника резьбы по
нефриту, считавшемуся священным, известна племенам майя с IX в.
до н.э. Древнейшая перуанская культура Чавин (середина II
тысячелетия - IV в. н.э.) оставила украшения из бусин лазурита и
бирюзы, декоративные блюда, выточенные из крупных океанических
раковин, инкрустированные бирюзой. Украшения более позднего
времени представлены сложными ожерельями. В них бусины и
зооморфные фигурки идолов, выполненные из золота, перемежаются с
раковинами и хорошо отполированными изумрудами, аметистами,
горным хрусталём, розовым кварцем и бирюзой. В небогатых
захоронениях встречаются ожерелья с лазуритовыми и кварцевыми
бусинами. Разнообразие цвета, тонкая передача его оттенков
присущи работам мастеров культуры Наска (I тысячелетие н.э.).
Остатки архитектурных памятников, обнаруженных в культовом
центре на берегу озера Титикака, украшены каменной мозаикой.
Сюжеты мозаичных композиций с вплетёнными в них стилизованными
изображениями ящериц и змей, выполнены инкрустацией по золоту
кусочками поделочных камней.
В Мексике известны монолитные культовые фигуры
фантастических животных, изготовленные из неотёсанных глыб
порфира и нефрита. Они датируются культурой тольтеков - V в.
н.э. Изделия цивилизации ацтеков (XIV начало XVI века)
представлены украшениями из хорошо отполированных крупных дисков
обсидиана, агата и горного хрусталя. Бирюза, привозившаяся с
соседних территорий, украшала символы жреческой власти и
изображения верховного божества ацтеков - бога Солнца. Для этой
культуры характерны высокая техника и совершенство отделки
ювелирных изделий, сочетание необычных материалов - дерево и
камень и т.п.. Эгейская культура Средиземноморья (Кипр, Родос,
Сицилия, побережье Греции и Малой Азии, III - II тысячелетие до
н.э.) на раннем этапе ювелирного и камнерезного искусства
находилась под влиянием восточных цивилизаций, особенно Древнего
Египта. Сюжеты изображений на геммах (резных камнях с
изображением), выполненных из сердолика, агата и стеатита,
связаны с природными мотивами (изображениями морских животных и
растений). Искусство глиптики (резьбы по драгоценным и
поделочным камням) классического периода V - IV вв. до н.э.
представлено геммами на агате, сердолике, ониксе, сюжеты и
композиции которых определялись образцами современных им
скульптуры и миниатюры; в них подчёркнуты пластичность
совершенство и гармония человеческого тела и природы. Выделяются
работы известного резчика Дексамена Хиосского.
В эпоху эллинизма (конец IV - I вв. до н.э.) произошли
большие изменения в обработке камня. Высокого совершенства
достигло искусство резьбы и гравировки на аметистах и гранатах,
из которых изготавливались инталии (геммы с углублённым
изображением) для печатей и камеи (геммы с выпуклым
изображением), которые ценились греками как драгоценность. В IV
- III вв. до н.э. центром их изготовления становится одна из
столиц эллинистической культуры - Александрия. В работах её
мастеров сплетаются классические традиции греческой скульптуры и
древнеегипетского искусства. В эпоху эллинизма в искусство
античного мира были привнесены характерные черты работ восточных
ювелиров - полихромия и живописность. Поверхность золотых
изделий изобиловала драгоценными и поделочными камнями,
вставками из цветного стекла и эмалей.
Широкое применение драгоценных и поделочных камней в
искусстве Древнего Рима относится к III веку н.э. (ювелирные
украшения, драгоценные сосуды, выточенные из камня, и т.п.). В
изделиях сочетаются цветные драгоценные камни и другие
материалы, размер металлической оправы сводится до минимума.
Широкий спрос на изделия из драгоценных и поделочных камней
привёл к развитию ювелирного искусства, впервые начинается
специализация мастеров, работавших с драгоценными и поделочными
камнями (шлифование, полировка, резьба и моделирование ювелирных
изделий), к этому времени относится и создание первых имитаций
драгоценных камней.
Столица Византийской империи
Константинополь благодаря удобному географическому расположению
была наряду с Багдадом и Каиром крупнейшим рынком драгоценных и
поделочных камней. В работах византийских ювелиров и резчиков по
камню традиции античного искусства органично сплетаются с
орнаментальностью и обилием цвета, характерными для
художественных традиций Востока. Обширная коллекция камнерезных
изделий - потиров (чаш для причастия), ваз и других сосудов
византийской работы, выточенных из яшмы, оникса, горного
хрусталя, в богатой оправе хранится в соборе Сан-Марко в
Венеции. Эмали, чернение, золотая насечка оправ дополняют
роскошные тонкостенные сосуды византийских камнерезов. В
качестве материала для камей были особенно распространены яшма,
халцедон, стеатит, известны камеи на аметисте, лазурите,
хризопразе, сапфирине. Развитие техники обработки камня
позволило использовать для резьбы камей более твёрдый сапфир.
В Сасанидском Иране (III - VII в.) искусство резьбы по
камню достигло высокого совершенства, большое распространение
получили печати-геммы из драгоценных и поделочных камней.
Разнообразны по тематике изображения и надписи на камне
(портреты царей и чиновников, мифические существа иранского
пантеона богов). Замечательным памятником является хранящаяся в
Эрмитаже камея на тёмно-лиловом аметисте с изображением царицы
Денак - супруги основателя династии Сасанидов. В XVI - XVII вв.
в Иране (в Казвине, а затем Исфахане) выполнялись изделия,
изобилующие бирюзой, турмалинами, топазами и жемчугом. Камни
вплетаются в стилизованный узор трав и цветов, который сплошь
покрывает образцы шахского оружия и предметы конского убранства,
троны.
В ювелирном искусстве Турции XV - XVIII века воплотился
многовековой опыт, накопленный мастерами народов Балканского
полуострова и Малой Азии. В мастерских Стамбула создавались
особенно роскошные изделия, украшенные алмазами, рубинами,
изумрудами. Драгоценные камни часто помещали в заранее
подготовленные оправы в виде плода граната или цветка гвоздики.
Такие фигурные запоны служили украшением парадного оружия,
одежды и ювелирных изделий. Драгоценные камни и золото
использовались и для инкрустации сосудов из поделочных камней.
В ювелирном искусстве Европы увлечение цветом камня
(шпинель, альмандин,
сердолик) было привнесено в V - VII вв.
племенами варваров. К раннему средневековью относятся предметы
клада из Пьетроасы на территории Румынии (середина I тысячелетия
н.э.; бляшки, фибулы зооморфной формы) с характерным для
европейского искусства этого времени почти сплошным покрытием
изделий альмандинами и холодной эмалью красного цвета.
Драгоценные и поделочные камни в изделиях этого времени
использовались в виде слегка подшлифованных галек неправильной
формы. Замечательным памятником ювелирного искусства X века
является корона "Священной Римской империи", в элементах декора
которой сказывается влияние византийских традиций. С развитием
межрегиональной торговли в Средиземноморье и на Балтике в XII -
XV вв. в Европу ввозятся восточные самоцветы. Увеличивается
добыча драгоценных и поделочных камней в Саксонии, Богемии и
Моравии, которые служат материалом для развивающихся
художественных ремёсел. Широкое распространение получают пиропы,
добывавшиеся в Среднечешских горах с XIII в., и прибалтийский
янтарь. Памятниками искусства чешских камнерезов середины XIV
века служит убранство решётки капеллы Святого Креста в
Карлштейне самоцветами Рудных гор, а также облицовка капеллы
Святого Вацлава в соборе Святого Вита в пражских Градчанах, где
использована пёстрая яшма с аметистовыми включениями (из-под
Турнова). На базе местных агатов с XIV в. развивается
камнерезный промысел в Германии в Идар-Оберштайне. В XIV - XV
вв. совершенствуется огранка драгоценных камней. В чёткой
графике декора ювелирных украшений искусства готики значительное
место отводится огранённым драгоценным камням сине-лиловой
гаммы, подчёркнутой белизной жемчуга. В конце XIV в. выполнена
корона английский принцессы Бланки - одно из лучших произведений
готики в ювелирном искусстве. С конца XV в. происходит
значительное совершенствование огранки, связанное с увеличением
притока драгоценных камней в эпоху Великих географических
открытий (крупнейшие центры огранки - Милан, Венеция, Париж,
Брюгге и др.). Большинство ювелирных изделий XVI века украшено
драгоценными камнями, огранёнными в форме таблицы.
Часто для усиления яркости цвета в каст (гнездо) под
камень подкладывали цветную фольгу или атлас. Среди излюбленных
типов ювелирных изделий эпохи Возрождения - драгоценные
нагрудные подвески и украшения к шляпам. Часто материалом для
них служили кабошон драгоценные камни причудливой формы или
необычная жемчужина - barocca (причудливая, необычная).
Светотеневые эффекты на шероховатой, с наплывами поверхности
жемчужины будто усиливали природную перламутровую "игру". Камеи,
выполненные итальянскими резчиками во 2-й половине XVI в.,
свидетельствуют о высоком уровне их мастерства. В эпоху
правления Медичи расцветает искусство флорентийской мозаики
(инкрустации чёрного мрамора цветными поделочными камнями).
Ювелирные и камнерезные изделия эпохи Возрождения отмечены
завершённостью композиций, фантазией, а их отделка тщательностью
проработки. К созданию ювелирных изделий конца XV - начала XVII
вв. обращались великие мастера Д. Гирландайо (1449-94), А. Дюрер
(1471-1528), Х. Хольбейн Младший (1497-1543), Б. Челлини
(1500-1571). Увеличение притока самоцветов из Цейлона, Индии,
Сиама и Бирмы, алмазов из Индии и Бразилии, изумрудов из
Колумбии, совершенствование бриллиантовой огранки предопределили
последующее преобладание огранённого драгоценного камня,
особенно бриллианта, в ювелирном искусстве середины XVII - конца
XVIII в. Пышные ювелирные украшения барокко и изысканно
утончённые, прихотливые композиции рококо отмечены явным
преобладанием драгоценных камней над металлом оправы. Он в
изобилии украшает ожерелья и браслеты, кольца и серьги, эгреты
(украшения для высоких причёсок и шляп), разнообразные броши,
пуговицы и петли для кафтанов и камзолов, эфесы парадных шпаг и
ставшие особенно модными табакерки. Зачастую заказывались
украшения комплектами - парюрами, в которые входили предметы,
сходные по подбору камней и декору. Для каждодневных украшений
предпочитали коралл, особенно любимый в искусстве европейского
барокко, агат и бирюзу. Для декоративных украшений интерьера
наряду с драгоценными камнями и металлами использовали необычные
материалы - перламутровые раковины, скорлупу кокосового ореха и
страусового яйца.
Со второй половины XVII в. повсеместно в Европе
возрождается интерес к прибалтийскому янтарю, из которого наряду
с украшениями стали выполнять декоративные кубки, вазы,
коробочки и тому подобное (иногда с резьбой). В 1701-65 из
янтаря создаётся шедевр мозаичного искусства - Янтарная комната.
В эпоху классицизма, стилистику которого определяло античное
искусство, яшмы, порфиры, светлые лазуриты, переливчатые
флюориты стали использовать для украшения каминов, дворцовых
ваз. В середине XVIII в. наступает время расцвета
западноевропейской глиптики и повсеместного увлечения изысканной
красотой и уникальным характером камей. Одной из богатейших
глиптотек мира обладала русская императрица Екатерина II, эта
коллекция легла в основу собрания гемм Эрмитажа. Камеи лучших
мастеров XVIII в. А. и Дж. Пихлеров (Италия), Ж. Гюэ (Франция),
В. и Ч. Браунов (Великобритания) вдохновлены замечательные
памятники искусства античности, им присущи чёткая пластика,
ясность и изысканность композиций
Модным становится собирание поделочных
камней с необычными узорами, халцедонов с дендритами, живописных
коралловых образований, янтаря с разнообразными включениями. Это
увлечение переносится и на предметы быта, выполненные из редких
образцов драгоценных и поделочных камней. Ювелирное искусство
классицизма отдавало предпочтение драгоценным и поделочным
камням светлых холодных тонов: алмазу, аквамарину, светлым
аметистам и гиацинтам, ониксам, агатам, горному хрусталю. Их
часто сочетали с камеями и эмалями серо-голубого цвета. С 40-х
гг. XIX века увеличивается производство украшений из чешских
гранатов. Вслед за аметистами из Южной Бразилии и Уругвая на
рынке драгоценных камней появляются уральские изумруды и
австралийские опалы. На протяжении XIX в. техника обработки
камня и ювелирного производства механизируется. Меняется не
только техника обработки ювелирных изделий с драгоценных и
поделочных камней, но и сам их ассортимент. Наряду с уникальными
изделиями ручной работы ювелирный рынок наводнила массовая
продукция промышленного производства. Ведущими среди ювелирных
фирм Западной Европы и Америки во второй половине XIX - начале
XX в. были фирмы, принадлежавшие Кастеллани, Картье, Тиффани и
Бушерону. Крупнейшими центрами хорошо оснащённого ювелирного
производства становятся Идар-Оберштайн и Пфорцхайм в Германии,
Бирмингем в Великобритании. В 20-30-е гг. XIX в. на смену
торжественно эффектным украшениям стиля ампир приходят изящные
изделия эпохи романтизма. С возникновением стиля "модерн" (конец
XIX - начало XX в.) излюбленными материалами в камнерезных
ювелирных изделиях наряду с золотом и эмалями мягких оттенков
стали халцедон, агат, янтарь, жемчуг и такие драгоценные камни,
как алмаз, рубин, гранат и хризолит. Тонкие переходы цвета в
узорах поделочных камней соответствовали льющимся линиям
стилизованной орнаментации "модерна". Современные украшения с
драгоценных и поделочных камней разнообразны в стилистическом
отношении. Наряду с украшениями дизайн-стиля, классического и
романтического направлений ювелирное и камнерезное искусство
периодически питают исторические и этнографические ретроспекции.
Культура
драгоценных и поделочных камней Древней Руси обладает
многовековой традицией. В славянских захоронениях Приднепровья
археологи встречают ожерелья и серьги из сердоликов, светлого
кварца и янтаря. Памятники домонгольской Руси украшают местные (светлые
аметисты Кандалакши, янтарь и речной жемчуг) и привозные
драгоценные и поделочные камни из Византии, Средней Азии и Китая.
На изделиях XI - XIII веков работы русских мастеров драгоценные
и поделочные камни встречаются в основном в виде подшлифованных
кабошонов неправильной формы. Асимметричные и гладкие, они
сохраняют очарование естественной красоты камня. Тонко
разработан цвет в декоративном убранстве сокровищ
Старорязанского клада XII - начало XIII века. Форма оправы
драгоценных камней разнообразна. На изделиях златокузнецов XII -
XV вв. наряду с объёмной глухой оправой встречается изящная,
окаймлённая фестонами золотой ленты и невесомая узорчатая,
образованная завитками скани оправа, позволяющая оттенить
глубину и яркость цвета камня. Жемчуг и просверлённые камни
закрепляли на шпеньке либо крапановой закрепкой. При
необходимости симметрического расположения кабошонов примитивной
формы их помещали в каст необходимой конфигурации.
Точность соотношения цвета, фактуры и рисунка
поделочных камней (яшм, горного хрусталя и т.д.) с материалом
оправы, присуща мастерам Руси XIV - XV веков, характерна для
изготовленных в этот период ритуальных сосудов, облик которых
отмечен благородным величием (яшмовый в золочёной оправе потир
новгородской работы, 1330 г.; золотой с
алой мраморной чашей потир, 1449 г.;
серебряный потир с чашей из горного хрусталя, 1-я половина XIV
в.; другие изделия, собранные в музеях России). С укреплением
централизованного государства растёт богатство Московского двора.
Работы придворных мастеров XVI века характеризуются широким
использованием драгоценных материалов и виртуозным применением
сложных приёмов художественной обработки (эмаль, чернение,
чеканка, скань и т.п.). При всей роскоши изделий они отмечены
ясностью форм и лаконичным благородством декорировки. Мастерами-
резчиками искусно использованы тонкие переходы сложной
окрашенности камня. Искусство русской глиптики XVI в.
представлено в собрании музеев Кремля группой крупных камей на
агате. Поделочные камни использовались для изготовления чаш,
чарочек, черенков столовых вилок и ножей и в качестве мелких
вставок в пуговицы и перстни.
В изделиях с
драгоценными камнями,
изготовленных до XVII в., использовались главным, образом камни,
привезенные из других стран. Так, А.Е. Ферсман пишет, что в это
время настоящего русского самоцвета и русского камня для
ювелирных изделий в России еще не было. Все цветные камни, по
мнению Ферсмана, попадали в XIII-XVI вв. в Россию из Византии
или с Востока. Только в середине XVII в. началась добыча
русского драгоценного камня. В 1635 г. на Урале был обнаружен
малахит, верительные грамоты 1675 и 1696 гг. сообщают об
открытиях по рекам Восточной Сибири месторождений сердоликов,
агатов, халцедонов и яшм. В 1668 г. около Мурзинки (Средний
Урал), Михаиле Тумашов открыл цветные камни и медную руду и
объявил об этом в Сибирском приказе. Наряду с
огранёнными драгоценными камнями, закупавшимися в Западной
Европе, русские золотых дел мастера применяли и камни московской
огранки. В 1635 г. в Кремле начала работу Алмазная палата, где
производилась огранка драгоценных камней. Для ювелирного дела
XVII в. характерно применение дорогих драгоценных камней (алмазов,
изумрудов и рубинов), цвета которых соперничали с полихромными
эмалями. Своеобразной реакцией на обилие цвета в ювелирных
украшениях, предназначенных для парадных светских и церковных
церемоний, является украшение шапки Мономаха второго наряда,
выполненной в 1682 году, и алмазных венцов царевичей Ивана и
Петра. В противовес цвету на первый план выдвинуто иное декоративное
качество драгоценных камней - его блеск. Реформы Петра I оказали
влияние на поиск отечественного минерального сырья, а также
создание первых гранильных предприятий (см. Петергофская
гранильная фабрика, Екатеринбургская гранильная фабрика,
Колыванская шлифовальная фабрика).
В ювелирном
искусстве русского барокко первой половины XVIII века
используется вся палитра драгоценных камней: алмазы, изумруды,
хризолиты, рубины, гранаты (чаще альмандины), сапфиры и аметисты
рядом с неизменным обилием морского и речного
жемчуга. Сближаясь
с искусством Европы, русское ювелирное искусство XVIII века
сохраняет черты национального своеобразия в создании предметов
как традиционного характера, так и предметов нового, светского
быта.
Для них
характерны живописность, орнаментальный характер украшений,
высокий технический уровень исполнения. Произведения,
выполненные в 50-60-е годы XVIII в., отмечены особым изяществом
и техническим совершенством. Большой и малый букеты, серьги и
диадема в виде вьющейся гирлянды цветов с бриллиантовыми
пчёлками над ними составляют парюру, хранящуюся в Алмазном фонде
России. Украшенные бриллиантами, поставленными на цветную фольгу,
они передают оттенки розового, голубого, сиреневого и жёлтого
цветов. Для украшений этого времени характерны
объёмно-пространственные композиции (гирлянды цветов, каскады
воды и т.п.).
Сочетанию разных
оттенков бриллианта с цветными драгоценными камнями и эмалями в
русском ювелирном искусстве 50-70-х годов XVIII в. присущ тонкий
изысканный колорит. Особенно эффектна игра бриллианта при
подвижном креплении отдельных деталей украшений, несущего камень.
"Веком бриллианта" называют ювелиры
XVIII столетие. Бриллианты доминируют в парадных ювелирных
украшениях, почти неприметной становится оправа. Шедеврами
ювелирного искусства стали изделия петербургских мастеров И.
Позье и Л. Дюваля (рис.). "Гимном бриллианту" называют большую
императорскую корону, выполненную И. Позье в 1762
г. к коронации императрицы Екатерины II.
В эпоху классицизма (конец XVIII -
начало XIX в.) для ювелирных изделий из драгоценных и поделочных
камней характерны стремление к чёткости и архитектоничности форм,
строгая простота и лаконизм. Драгоценные и поделочные камни
используются и как отдельные вкрапления в узор симметрично
построенного классицистического орнамента, так и сплошь
покрывают поверхность декорируемого предмета (диадемы, броши,
табакерки, орденские знаки, футляры для часов и т.п).
Излюбленными становятся
светло-сиреневые аметисты, нежно-голубые аквамарины и особенно
бриллианты. Они гармонично сочетались с серо-голубым цветом
эмалей, создавая художественный образ, полный изысканной красоты.
Особое значение придавалось качеству огранки драгоценных камней
и виртуозной чистоте их крепления. Для дневных украшений
предпочитали агаты, ониксы, сердолики, авантюрин и
бирюзу.
Увлечение искусством античности нашло яркое проявление в
распространении украшений с камеями. Их коллекционировали, ими
украшали диадемы, черепаховые гребни для причёсок, браслеты,
булавки для галстуков. Лучшие работы русской глиптики эпохи
классицизма связаны с Екатеринбургской гранильной фабрикой (камеи
на двухцветной яшме "Посейдон" и "Народное ополчение",
хранящиеся в Эрмитаже.
Разработка отечественных месторождений
яшмы, порфиритов, амазонита и родонита обеспечили сырьевую базу
для последующего развития камнерезного искусства в России. С
80-х гг. XVIII в. оно вступает в период расцвета. Работы
камнерезов украшали интерьеры дворцов; стиль и техничность
воплощение изделий согласовывались с общим живописным убранством
помещений.
В создании рисунков и чертежей для
работ камнерезов принимали участие выдающиеся зодчие А.Н.
Воронихин, К.И. Росси, И.И. Гальберг, А.П. Брюллов, К.А. Тон.
С открытием уральских малахитов и
лазуритов Прибайкалья рождается искусство русской мозаики -
облицовка сложнопрофильных изделий из мрамора или змеевика
тонкими плитками подобранного по узору малахита или
бархатисто-синего лазурита. Мастера Урала владели и секретами
флорентийской мозаики.
В XIX в. в Петербурге и Москве возник
ряд крупных, хорошо оснащённых ювелирных предприятий (С.Е.
Болина и др.), а в XIX - начале XX в. широкую известность
получают изделия из драгоценных и поделочных камней фирмы
Фаберже. К началу XX в. в Петербургском отделении (основанном в
1842 г.) фирмы работала камнерезная мастерская. Мировую славу
фирмы составили работы ювелиров М. Перхина, Г. Вигстрема, А.
Холмина и др. При воплощении творческих замыслов мастера фирмы
старались выявить природную красоту камня, присущие ему
декоративные качества. Фирма постоянно использовала драгоценные
и поделочные камни отечественных месторождений. Сочетание
различных драгоценных и поделочных камней и сложных технических
приёмов художественной обработки металлов при создании
законченного выдержанного по стилю произведения требовало
виртуозного мастерства и безукоризненного вкуса.
1.Малахитовый зал Зимнего дворца.
2. Царские
регалии в Алмазном фонде России
--------------------------------------------------------------------------------
3. Ваза из яшмы. Россия, 1873. Государственный Эрмитаж
----------------------------
4. Корзиночка работы Фаберже. Нефрит, горный хрусталь, золото,
эмаль
5. Панагия (нагрудное украшение)
патриарха Иоасафа II с камеей на
хризопразе "Успение" византийской работы XII
века, в оправе из золота с изумрудами, сапфирами, рубинами,
жемчугом, эмалью. Россия, 1671, мастер Михаил Яковлев. Музеи
Московского Кремля.
--------------------
Пекторали Тутанхамона. Золото,
камни лазурит (резной скарабей), карнеол (символ Солнца),
бирюза. Египетский музей в Каире
Золотой ажурный браслет, украшенный жемчугом и
драгоценными камнями. Византия, VI век н.э.
«Золотое руно», старейший испанский
орден, учреждённый в 1429 г. Выполнен из светлого золота
и бриллиантов. Наверху - композиция из пяти крупных розовых
бразильских топазов в золотой оправе. Это один из многих иностранных
орденов, которыми были награждены русские императоры
Табакерка «Камни Востока». Золото, серебро, драгоценные и поделочные камни;
чеканка. 1790-е гг. Неизвестный мастер. Клейма
Выборга и мастера PMG. Эрмитаж
Золотая табакерка с бриллиантами
и сапфирами; литье, чеканка, гравировка. 2.6 x 7.4 x 5.5 см. Позье, Иеремия.
Россия. Санкт-Петербург. Середина 18 в. Гос. Эрмитаж
Табакерка с драгоценными камнями по соответствию
знакам Зодиака. Особая кладовая Эрмитажа. Фото: © А.В. Свердлов
Золотая брошь «Женщина-Стрекоза» работы
французского ювелира Рене Лалик, ок. 1900 г. Женская фигурка
выполнена из зеленого
хризопраза, на крыльях - эмаль и лунные камни,
окруженные бриллиантами
Ювелирные
шедевры Сальвадора Дали. В 1941 г. один из самых известных
представителей сюрреализма Сальвадор Дали под
руководством ювелира Вердура начал заниматься ювелирными
украшениями, камни для своих проектов Дали выбирал дорогие:
бриллианты, рубины, сапфиры, изумруды, жемчуг. Его украшения, как
и картины, абстрактны. и имеют символическую нагрузку.
Фигурки из пирофиллита. Китай,
XIX век.
Петухи, резные фигурки из
агальматолита (талько-пирофиллит)
Агатовая чаша диаметорм 10 см.,
выточенная из цельного куска карнеолового агата.
Работа фирмы
Фаберже, Саксония, начало XX в.
Минералогический Музей им. А.Е.Ферсмана
Источники:
Горная энциклопедия, в 5 т. М., "Советская
энциклопедия", 1987
Ферсман А.Е. Очерки по истории камня. Т.1(1954); Т.2 (1961). -
М, изд. АН СССР
Смит Г. - Драгоценные камни. М: "Мир",
1980
См. также:
•
Драгоценные камни •
Геммология и ювелирное дело
|
|