Сайт Проекта   

"Рисуя Минералы..."

 

 

 

Камень и человек: САМОЦВЕТЫ

камни самоцветы

 


- Драгоценные камни в ювелирном деле -

     Самоцветы (Gems, Gem-stones) - термин, заимствованный у уральских старателей и введённый в 20-х гг. XX в. А.Е. Ферсманом в советскую литературу для обозначения драгоценных камней, включая и бесцветные. Часто применяется в более широком смысле, охватывая как драгоценные, так и поделочные камни. А.Е. Ферсман не был согласен с термином ╚драгоценные камни╩ и писал: ╚Мы должны говорить о самоцветах, о камнях, "самый цвет" которых определяет их ценность╩. По классификации академика А.Е. Ферсмана, самоцветами являются прозрачные камни, независимо от отнесения их к категориям драгоценных или поделочных; непрозрачные же минералы и породы относятся к т. наз. "цветным камням". Согласно А.Е. Ферсману, самоцветы обладают следующими ценными свойствами:
 ∙ красивым цветом или рисунком
 ∙ высокой твёрдостью (прочностью)
 ∙ прозрачностью
 ∙ блеском
 ∙ большим светорассеянием
 ∙ способностью принимать огранку, шлифовку и полировку
     Поскольку, в отличие от минералов, единой и естественной классификации самоцветов не существует, термин ╚самоцвет╩ не имеет чётких границ. В широком смысле он применяется ко всем минералам и органогенным камням, которые на практике используются в ювелирном деле для изготовления украшений. Перечень драгоценных камней, установленный Федеральным законом "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", включает 7 наименований (алмаз, изумруд, рубин, сапфир, александрит, жемчуг, янтарь), однако рынок драгоценных и ювелирно-поделочных камней в России насчитывает более 1000 наименований. Из них примерно 100 имеют собственные месторождения с разведанными запасами, а по 22 видам камней в 90-е гг. XX в. осуществлялась добыча, в том числе аквамарина, жадеита, изумруда, лазурита, нефрита, турмалина, аметиста, хризолита, хромдиопсида, чароита, амазонита, яшмы, граната, агата, оникса.

     Что оказывает влияние на стоимость драгоценного камня?
     Цвет - одна из важнейших составляющих ценности камня. Она складывается из трех показателей: тона, оттенка и насыщенности цвета. Тон окраски камней колеблется от бесцветного до почти черного. В зависимости от интенсивности тона камни подразделяют на светлые, средне-светлые, средние, средне-темные и темные. Как правило, чем темнее тон, тем выше стоимость камня. Наиболее ценятся камни чистых цветов, в которых можно заметить лишь слабый оттенок, дополняющий основной цвет, например, для синих сапфиров допустим сине-пурпурный оттенок. Насыщенность цвета - это показатель отсутствия в цвете камня коричневых или серых нот, которые являются естественным окрасом большинства ископаемых. Если камень практически не имеет коричневого или серого оттенка, то его насыщенность считают "живой" или "сильной".
     Чистота камня определяется числом, расположением, размером и типом природных включений, оказавшимся в камне. Как правило, чем меньше включений и выше чистота, тем дороже камень. Однако драгоценные и полудрагоценные камни разнообразны по природе своего рождения, условиям формирования и составу минералов, из которых они состоят, поэтому в целом для камней чистота является относительной характеристикой, а влияние характера и числа включений на стоимость каждого камня определяется отдельно в каждом конкретном случае. Многие камни обязательно будут иметь включения, а некоторые даже будут цениться выше благодаря им. Например, мелкие включения, создавая причудливую игру и отражения света, образуют "звезды" в сапфире и "глаза" в кошачьем глазе, значительно повышая их стоимость. Особую роль играют включения для янтаря. Соотношение цвета и чистоты обычно выражается дробью, причем чем больше численное значение ее числителя и знаменателя, тем ниже качество камня. К примеру, бриллиант с характеристикой 3/3 считается хорошим, а дробь 9/12 говорит о весьма низком качестве.
     Огранка сама по себе - незначительная составляющая цены камня, однако она сильно влияет на его эстетические свойства. Благодаря огранке в камне возникает и усиливается игра света, появляется искристость и повышается интенсивность блеска. Поэтому, если в камне есть зоны, в которые не попадает свет, то такая огранка понижает стоимость камня. Упоминания о драгоценных камнях в литературных источниках Египта, Ирана, Иудеи, Индии свидетельствуют о том, что люди с глубокой древности умели ценить естественную красоту и редкость самоцветов. Однако умение выявлять обработкой (полировкой, огранкой) блеск камня, игру его граней, его прозрачность, полную бесцветность или яркий цвет развилось значительно позже.
На Востоке искусство огранки камней идёт из Индии. Алмазы старинной огранки называют обработанными индийской гранью. В Европе в раннем средневековье освоили шлифовку драгоценных камней, посредством которой снимали с камня внешние загрязнения и помутнения, освобождали кристалл от породы, подчёркивая его природные грани, или просто очищали природный ╚окатыш╩, отчего он становился похожим на кабошон.
     Размер. При оценке камня размер как таковой не имеет значения, стоимость камня зависит от его веса. Чем больше вес, тем дороже камень. Масса камней измеряется в каратах (ct). Один карат равен 1/15 части грамма или 0,2 грамма. К примеру, бриллиант массой до 0,3 карата считается мелким, до 1 карата - средним, а выше 1 карата - крупным. Обычно выраженная в каратах масса камня указывается, включая второй знак после запятой.

   антикварные украшения, драгоценные камни

     Облагораживание природных самоцветов
     В подавляющем большинстве случаев синие и голубые топазы - результат облагораживания, так как природный голубой цвет топазов очень бледный и, к тому же, редко встречается. В результате радиационного облагораживания, бесцветным или почти бесцветным топазам можно придать синий и голубой цвета, причем определить облагороженный это камень или нет крайне трудно. Бесцветный топаз можно облагородить и до "чайного", но - такой цвет долго не продержится. Он выцветает за достаточно короткий срок при температуре менее 100╟С, а так же под воздействием любого интенсивного источника света. То есть, даже находясь в освещенной витрине, такие топазы будут выцветать, причем неравномерно. К голубым топазам это не относится. Ценность же голубого и синего цветов в том, что они гораздо более стойкие. Популярные темно-синие ("London Blue"), и темно-голубые ("Swiss Blue"), и голубые ("Sky Blue") натуральные топазы, подвергались облучению, но тем не менее, их синева и голубизна - не теряется со временем. Первые голубые топазы были получены в 1957 году, и с тех пор их цвет не изменился. Но риродные топазы не родятся синими, им бывает присуща нежно-голубя, благородного оттенка окраска. А синими можно сделать бесцветные от природы топазы искусственной обработкой по специально разработанной технологии. Опытный глаз сразу отличит вызывающе-яркую искусственную окраску от настоящей, а вот неискушённому покупателю следует быть осторожней.
---
     Облагораживанием турмалина (нагреванием до 450-600╟С) цвет турмалина можно изменить с обычного не очень привлекательного зеленого до высоко ценимого изумрудного, с красно-коричневого - до ярко-розового. Это делается для повышения стоимости камня. Самые ценные - розовые, красные и зеленые турмалины. Их же чаще всего подделывают с помощью других минералов. В свою очередь за сходство с другими драгоценными камнями натуральные и облагороженные турмалины используют для имитации более дорогих камней.
---
     Природные сапфиры и рубины идеального качества встречаются достаточно редко и имеют очень высокую стоимость. Большая часть добываемого природного сырья - это продукция низкого или среднего качества, для повышения которого используются различные методы облагораживания. В настоящее время большая часть (до 90%) сапфиров перед продажей подвергается облагораживанию для ослабления, усиления или выравнивания их окраски. После нагревания серовато-голубые "шелковистые" сапфиры становятся ярко-синими, а диффузионная обработка приводит к окрашиванию в различные цвета верхнего слоя пришлифованных сапфиров. Процесс идет при высокой температуре (до 1800╟С). Вещества, дающие окраску, наносятся на поверхность уже ограненных камней, и под действием температуры диффундируют через поверхность в камень. Для диффузионного облагораживания корунда обычно используются Ti, Cr и Be. Титан при диффузии дает камню дополнительный синий цвет при условии, что двухвалентного железа в корунде присутствует уже достаточно. Этот процесс часто использовали в середине 80-х годов XX века. Диффузией хрома корундам искусственно придается цвет от розового до красного. Из-за большой атомной массы титана и хрома их проникновение в камень осуществляется не глубоко даже при длительном воздействии - такая диффузия является поверхностной, и не гарантирует сохранность цвета, поскольку механическое повреждение окрашенного слоя поверхности ведет к утрате подкрашенным камнем товарного вида. Естественно, что такие камни нельзя подвергать переогранке или новой полировке. Идентификация облагороженных таким образом корундов возможна при просмотре камня в диффузном свете или при погружении камня в иммерсионную жидкость: синее или красное диффузное окрашивание происходит только в тонком поверхностном слое камня толщиной лишь в несколько десятых миллиметра.
     Превращение слишком светлых, молочных или белых (геуда) сапфиров в камни насыщенного глубокого синего цвета также происходит с помощью их термической обработки нагреванием до 1800╟С, при этом окрашивание камня происходит за счёт реакции железа, обычно содержащегося в корунде, и титана, который высвобождается при отжиге из включений рутила. Можно назвать этот метод ╚внутренняя самодиффузия╩.Практически все синие сапфиры, которые поступают на мировой рынок из Шри-Ланки - это геуды, прошедшие термообработку. Простой отжиг допустим, так как даёт стабильный результат, однако в данном случае термообработка должна обязательно указываться при продаже камня.
---
     Все аметистовые вставки, которые можно приобрести на рынке в той или иной степени подвергались термообработке с целью выравнивания цвета и устранения бурого оттенка. Привлекательность и высокий спрос на боливийский аметрин - двухцветную разновидность кварца в которой сочетаются аметистовая пурпурная и цитриновая желтая окраски послужили толчком к попыткам облагораживания натурального аметиста до аметрина и производству его синтетических аналогов. Аметист-цитриновую двухцветную окраску можно получить путем комбинации радиационного облучения и нагревания некоторых аметистов Бразилии. При этом остается некоторое визуальное различие между облагороженными "бразильцами" и натуральными боливийскими аметринами. В бразильских "аметринах", как правило, сочетание цветов менее контрастное, а сами цвета менее чистые. Точно же определить облагороженный аметист позволяют только специальные оптические исследования, да и то не всегда.
     В настоящее время в России разработаны технологии промышленного производства кристаллов двухцветного аметист-цитринового кварца, который является синтетическим аналогом природного аметрина, добываемого в Боливии. Поскольку технологии производства синтетических аналогов аметрина совершенны, а цвета очень яркие и контрастные, определение камней, ограненных из синтетических кристаллов, требует комплексной геммологической экспертизы. Стоит отметить, что цена на синтетический аметрин значительно (почти на два порядка) ниже, чем цена на природные боливийские аметрины лучших сортов.
     Природный цитрин встречается относительно редко, но поскольку камень популярен, сегодня хорошо развиты технологии его получения посредством облагораживания природного кварца менее редких разновидностей, и большая часть поступающих в продажу камней получена именно этим путем. Существует две технологии облагораживания кварца до цитрина: термическая обработка (аметист, дымчатый и черный кварц), и облучение (горный хрусталь).
     Технология термического облагораживания цитрина известна давно. Еще в Средневековье этот камень получали путем обжига кристаллов аметиста. А на Урале в XVIII в., запекая в хлебе крупные кристаллы дымчатого кварца, получали золотистые цитрины, модные при дворе Екатерины II. В настоящее время большая часть термически облагороженного цитрина желто-оранжевого цвета, наиболее ценимого ювелирами, производится в Бразилии. Эта страна богата природным аметистом, и технология его термического облагораживания доведена здесь до совершенства.
     Другая технология построена на изменении цвета кварца при его облучении. Под воздействием различных видов ионизирующего излучения и последующего отжига горный хрусталь окрашивается в различные оттенки: от желтых и оливковых до темно-бурых, включая и входящий в моду лимонный цвет.
     Цитрины, получаемые путем отжига аметиста или мориона, обладают наибольшей свето- и термоустойчивостью. Значительно менее устойчивы к дневному свету и температурному воздействию облученные цитрины желтого цвета с зеленоватым оттенком. Они, как правило, выцветают при нагревании до 200-300╟С. Различия в устойчивости окраски цитринов и разнообразие ее оттенков связаны с ее различной природой. Эти особенности цитринов, полученных в результате применения разных технологий, нужно учитывать при выкладке изделий на витрины. Сильное освещение ювелирных витрин нагревает их до значительных температур, что может привести к обесцвечиванию облученных камней (к термически окрашенным цитринам это не относится). Термически облагороженный цитрин можно отличить от облученного и от природного по более густой окраске с заметным оранжевым оттенком. Облученный цитрин от природного практически не отличим.
----
     На сегодняшний день в России отсутствуют правила маркировки драгоценных камней, подвергнутых тому или иному воздействию. Что в корне неправильно, ибо таким образом исчезает различие между облагораживанием и обработкой. Наши потребители полагают, что рубин без наполнений, цвет которого просто доведен отжигом до более однородного и стабильного, относится к той же категории, что и рубин с инородными веществами, заполняющими полости и трещины. Многие покупатели будут так считать даже если на бирке будет подробно указано, что есть что. Но нельзя забывать о перспективе.
     Будут изобретаться все новые и, зачастую, нетрадиционные методы воздействия на натуральные камни, создавая новые возможности для продвижения цветных камней на потребительском рынке. Это хорошо для ювелирного бизнеса, но при одном условии - такие воздействия на камни должны быть полностью расшифрованы. Системы маркировки и раскрытия информации об облагораживании, в частности N.E.T. ICA, позволяют продвигать облагороженные самоцветы, избегая конкуренции облагороженных самоцветов с природными и обработанных с облагороженными.

     Коллекционирование самоцветов
    
Любое коллекционирование - тихая болезнь с периодическими вспышками буйства, когда человеку непременно нужно, пусть даже на последние деньги, купить нечто, что украсит его собрание. Это тот случай, когда деньги не только не помогают вылечить болезнь, но и усугубляют её: чем больше у коллекционера возможностей приобрести новые редкие (а значит, и более дорогие) экспонаты, тем запущеннее становится болезнь. Достаточно быстро любители собирать красивые камни становятся ╚хроническими больными╩. Люди, от природы одаренные чувством прекрасного, заражаются ╚каменной болезнью╩. Болезнь эта не страшная, но очень заразная. Эстетический вкус, являясь формой эстетического сознания, органически объединяет в себе не только эстетический идеал, но и эстетическое чувство. В нём находит отражение связь человека с природой и социальным миром. Вот, например, академик Ферсман. Его чудесные книги ╚Занимательная минералогия╩ и ╚Рассказы о самоцветах╩ стали настоящим источником заражения ╚каменной болезнью╩ для многих людей уже нескольких поколений.
     Коллекционирование драгоценных камней требует немалых усилий. Которые, тем не менее, с лихвой окупятся, если только любить камень и уметь отнестись к этому занятию серьёзно. Вместе с тем очевидно благотворное и успокаивающее действие, происходящее от наблюдения прекрасных кристаллов или произведений ювелирного искусства.
     Обладание драгоценными камнями создает положительные эмоции, являясь при этом, как оно ни банально, одним из самых стабильно надёжных вариантов вложения средств. В иных случаях оно придает обладателю также уверенность в себе в силу психологического удовлетворения личным благосостоянием (хотя и это относительно, ибо может быть омрачено страхом, что сокровище может быть похищено).
     Мир минералов обширен и разнообразен, и дает массу возможностей для тех, кто хочет завести собственную коллекцию. Однако в случае драгоценных минералов все несколько сложнее. Во-первых, выбирать камень, как правило, необходимо с учетом его будущей огранки, а это совсем непросто. Во-вторых, коллекция драгоценных камней требует существенных материальных вложений.
     Драгоценные камни распространены меньше обычных минералов, что объясняется их свойствами, редкостью и сложностью обработки. Все это удорожает конечный результат и приводит к высоким ценам даже на самые распространенные драгоценные камни, которые, кстати, могут быть ничуть не менее интересны и привлекательны, чем их именитые собратья.
     Хорошая геммологическая коллекция дает не только эстетическое удовольствие от созерцания камней. Она позволяет открыть для себя бесконечную гамму видов, цветов и тонов, дарованных природой, насладиться блеском и игрой света, которые проявляет в драгоценных камнях умелая обработка.
     Существует много вариантов разных тем для геммологических коллекций: можно собирать образцы одинаковой огранки с учётом показателя преломления, отдавать предпочтение той или иной цветовой гамме, следовать минералогическим критериям по химическому составу и кристаллической структуре, разделять органические и неорганические драгоценные камни либо искать редкие или экзотические разновидности тех минералов, которые уже есть в коллекции.
Особый интерес могут представлять минералы, встречающиеся в виде включений и создающие декоративные эффекты, а также вызывающие окраску цветных камней и горных пород.
     В средневековой Европе амулеты из драгоценных камней носили в качестве целительных средств при разных заболеваниях, а из самоцветов приготовляли также порошки и настойки, которые добавлялись в целебные снадобья. Но в наши дни, несмотря на достижения минералогии и геммологии, далёкими от науки шарлатанами описываются магические и целебные свойства самоцветов, принимаемые иными людьми на веру невзирая на отсутствие каких бы то ни было разумных аргументов и фактов. В книге ученого XVIII в. доктора медицины Ф.Б. Бринкмана (в России переведена В. Беспаловым) критически рассматриваются "лечебные" свойства камней. В 1896 г. вышла интересная книга любителя камня и журналиста М.И. Пыляева, в которой описаны многие минералы-самоцветы, методы и формы их обработки и применения, помещены рассказы по истории камня и связанные с ними легенды.

     Обработка самоцветов
     Форма играет важную роль в ювелирном деле, так как от типа, точности и тщательности огранки во многом зависит выявление всех свойств камня: оптических и колористических (цвет, блеск и т. п.). Огранённым считается камень с плоскими полированными поверхностями - гранями. Ограненные камни обычно изготовляют из прозрачного материала, но гранят и некоторые непрозрачные камни. Отражения от наружных и внутренних поверхностей граней дают множество сверкающих пятен света, которые появляются и исчезают при малейшем изменении положения камня и придают сверкание с цветовой игрой даже совершенно бесцветным камням.
     Степень игры и блеска зависит от оптических свойств камня и взаимного расположения граней. Идеально прозрачный ювелирный материал может быть превращен опытным мастером в прекрасные сверкающие драгоценные камни, и, наоборот, из них могут получиться тусклые безжизненные "стекляшки", если не будут учтены оптические свойства, которые обеспечивают блеск и цветовую игру. В наше время огранке подвергаются более двухсот собственно драгоценных видов камней.
     В 1456 году голландец Лодевейк ван Беркем впервые применил для обработки алмаза методом нанесения сложных граней (огранки) алмазный порошок. Этот метод вскоре нашёл применение и при обработке других твёрдых драгоценных камней.
     В эпоху Возрождения алмазы и самоцветы обычно гранили до получения ровной поверхности (так наз. "таблица"), зажимая их затем в оправу с тонко притёртыми к камню краями, чтобы оставить камень максимально открытым.
     В ювелирном деле России вплоть до XVIII века преобладали кабошоны. Искусство огранки было внедрено в практику обработки самоцветов в начале XVIII в. иностранными мастерами. Своим мастерством гранения алмазов в 1-й четверти XVIII в. славился мастер Граверо. В 1725 году в Петергофе по указу Петра I была основана "Алмазная мельница" - шлифовальная фабрика, специализировавшаяся вначале на огранке самоцветов, а с конца столетия также на выполнении декоративно-художественных изделий из яшмы, родонита, малахита, оникса, халцедона (агата): живописных панно в технике флорентийской и так называемой русской мозаики, бытовых и декоративных художественных изделий, хранимых ныне в музеях России (Эрмитаж, Русский музей, Музеи Московского Кремля, Музей им. Ферсмана и др.).
     Специалистов, занимающихся обработкой драгоценных камней, называют гранильщиками. Именно от них зависит, сможет ли тот или иной камень превратиться в настоящую драгоценность. Прежде чем попасть в руки к гранильщикам, драгоценные камни проходят строгий отбор и, если требуется - лабораторные анализы. Цель последних заключается в точной диагностике, определении подлинности, степени чистоты минерала и установлении его пригодности для огранки или шлифовки. Важно также вовремя решить, какой вид обработки (огранка, кабошон и тд) или форма огранки в частности, наилучшим образом подчеркнёт природные свойства и достоинства каждого конкретного камня, например цвет и блеск, как в случае алмаза. Некоторые камни с сильным дихроизмом в одном направлении окрашены намного лучше, чем в другом, и тогда огранщик тщательно изучает каждый кристалл, чтобы определить, какую окраску он имеет в различных направлениях и как целесообразно ориентировать камень, чтобы после полной обработки при наблюдении сверху выявлялся наилучший цвет. Например, африканские и австралийские сапфиры вдоль удлинения кристаллов синие, а поперёк зеленовато-серые, поэтому замечательная сине-голубая окраска проявится только если правильно сориентировать площадку огранки. В некоторых самоцветах дихроизм сразу заметен, в других его заметить сложно. Дихроизм не нужно путать с цветовой зональностью, или наличием нескольких различно окрашенных участков в необработанном камне.
     Резка, обтачивание, огранка и шлифовка - основные стадии обработки драгоценных камней. Осуществлять их можно как вручную, так и на специальном оборудовании, однако в том и другом случае нужно учитывать ряд факторов. Во-первых, исходную форму камня, от которой зависит максимально выгодная огранка. Во-вторых, расположение включений и скрытых трещин, поскольку от их правильного удаления зависит чистота камня. Наконец, для того, чтобы камень приобрел максимально возможный блеск, огранка должна проводиться с соблюдением правильных углов огранки относительно оптических осей обрабатываемого кристалла. Камни раскрывают весь свой блеск только после огранки, поэтому квалификация гранильщика так важна.
     Профессия гранильщика - одна из древнейших. Шлифовка драгоценных камней была известна еще в древности, а вот огранка в современном виде появилась значительно позже. Вплоть до эпохи Возрождения преобладали округлые формы. Чаще всего драгоценные камни шли на изготовление бусин. Римляне были настоящими мастерами глиптики (искусство гравировки на драгоценных камнях) и камеи (техника резьбы по камню), применявшейся в первую очередь к сардониксу. Искусство огранки начало активно развиваться в XIV-XV веках, когда накопленный многовековой опыт гранильщиков подсказал им, как максимально использовать оптические свойства прозрачных камней. Сегодня, несмотря на достижения "технического прогресса", позволившего довести огранку драгоценных камней до конвейерного процесса, без грамотного и опытного специалиста-геммолога оценить потенциал драгоценных камней, особенно бриллиантов, невозможно.

Литература:
 Банк Г. - В мире самоцветов. М: ╚Мир╩, 1979
 Лебединский В.И. - В удивительном мире камня. Изд. 3-е, перераб.и доп. - М.: Недра, 1985.- 224 с.
 Смит Г. - Драгоценные камни. М: ╚Мир╩, 1980
 Ферсман А. Е. Самоцветы России. Т. 1. Изд-во РАН, 1921. 214 с.
 Ферсман А. Е. Рассказы о самоцветах. 2-е изд. М.: Наука, 1974. 254 с. (Науч.-попул. серия).
 Ферсман А.Е. -Очерки по истории камня, т.1(1954) и т.2 (1961) // М, изд. АН СССР
 Самсонов Я.П., Туринге А.П. Самоцветы СССР: Справочное пособие.- М.: Недра, 1984. - 355 с.
 Киевленко Е.Я. Геология самоцветов. - М., изд. Земля, 2000. - 582 с.
 Киевленко Е.Я. Декоративные разновидности цветного камня СССР. - М.: Недра, 1989. 287 с.
 Буканов В.В. Цветные камни: Энциклопедия. - Санкт-Петербург, 2008. Изд-во Otava Book Printing Ltd Финляндия. Стр 416, илл 416.


Брошь ╚Девственницы╩. Золото, жемчуг, бриллианты, эмаль по слоновой кости. Франция, 1900 г

Ожерелье ╚Виноградная лоза╩. Золото с аметистами. Англия, 1905 г

Золотое колье с изумрудами и бриллиантам. Советский период 1970-х гг, классический дизайн, 3 изумруда огранки груша, 2 изумруда квадратной огранки, 11 бриллов, 34 бриллианта. Из собрания Людмилы Зыкиной

Подвеска ╚Жемчужный лебедь╩. Крупная барочная жемчужина, золото, алмазы, рубины, белая и голубовато-зеленая эмаль. Нидерланды, 1590. Эрмитаж

Брошь ╚Стрекоза╩ современной работы. Хризолиты, турмалины, бриллианты


Также на сайте:
 
Драгоценные камни в культуре и искусстве
 ∙ Шедевры ювелирного искусства: сокровища Медичи
 
Мозаика из камня
  О магических, целебных, лечебных свойствах драгоценных камней


  Проект Рисуя Минералы, Copyright 2006-2015. При цитировании гиперссылка на сайт  http://mindraw.web.ru обязательна

На Главную Rambler's Top100