"""""""~-~-~-~"~&~"~-~-~-~"""""""
Сердолик - название (по
сути исторически-бытовое, а не научное) одной из многих
разновидностей природного кремнезёма, а именно
халцедона. Сердоликом называют оранжевые, оранжево-красные,
буровато-красные, каштановые халцедоны, окрашенные гидроокислами
и окислами железа, микроскопическими включениями гематита и
гётита.
Среди сердоликов,
в свою очередь, выделяют: красные и оранжево-красные («карнеол», англ. Carnelian или Cornelian, от лат. cornum -
кизил); коричнево-красные («сардер»); оранжево-жёлтые и жёлтые
(«линкурий») разности. А также «сардоникс» (от греч.
sardolith - камень из Сарда), представляющий собой полосчатый
коричнево-красный халцедоновый (сердоликовый) оникс.
«Сердолик» - старинное
русское слово, означающее «радующий сердце», на Руси этот камень был
известен очень давно, в старину его
называли также «сардий», «смазень» или «каднос». Считалось, что
хороший сердолик «..должен быть чёрно-красен, а при
прохождении через него света - светел и огнен, яко гранат». Термин «сердолик» традиционно используется в России и русскоязычной литературе и
в наши дни как правило относим ко всем жёлто-оранжево-буро-
красным халцедонам; вместе с тем на Западе в аналогичном
значении укоренилось название «карнеол».
А.Е. Ферсман в классификации халцедонов различал среди красных
разновидностей этого камня сердолики, карнеолы и сардеры,
которые отличаются только по оттенкам красного цвета;
собственно сердолик оранжевого, красного или яркого
красновато-желтого, карнеол - мясо-красного, а сардер -
буровато-красного цвета. Кроме цвета между этими разностями нет
особых отличий, поэтому их можно рассматривать вместе.
Особенности окраски
В природе сердолик встречается редко, значительно реже чем это
принято считать. Естественная его окраска бывает нежно-розовой
до красновато-розовой, иногда морковная до мясо-красной. Встречаются также
коричневые до красновато-коричневых разности, чаще всего это
отдельные слои в агатах или отстойниках агатовых жеод
(халцедоновый оникс). Имеется в виду именно первичная окраска,
приобретенная на стадии формирования самого минерального
агрегата, его роста. Халцедоны более интенсивного цвета
оранжево-красного и коричнево-красного оттенков, известных всем
по карнеолам и сардониксам старых камей, приобретают такую
окраску благодаря процессам вторичного изменения агатов
(халцедонов) под воздействием повышенных температур.
Сам халцедон бесцветен до серого. Многообразие его расцветок
обусловлено тонкими примесями силикатов, карбонатов, оксидов и
гидроксидов железа. При прокаливании многие невидимые до того
Fе-содержащие примеси разлагаются с образованием оксидов железа,
которые и становятся источниками окраски. Жёлтые или
бурые слои агата становятся красными в процессе умеренного
прокаливания, это изменение цвета связано с обезвоживанием
тончайших примесей жёлтого гётита (a-FеООН) и переходом его в
интенсивно-красный в дисперсном состоянии гематит
(Fe2O3); этот переход осуществляется в интервале температур 70 -
150°С. При более высокой температуре происходит изменение
примесей уже самого гематита: его микроскопические кристаллики,
присутствие которых придаёт камню розовый или лиловый оттенки,
разрушаются в тончайшую гематитовую пудру яркого коричнево-красного
цвета. Такие изменения примесного состава агатов могут быть
результатом как природных процессов, так и достигаться
искусственно. Естественным путем - в условиях жаркого климата,
под воздействием прямых солнечных лучей. Так, оказавшиеся на
поверхности Земли Fe-содержащие халцедоны
постепенно краснеют от нахождения под Солнцем и зноя, сначала в
поверхностном слое, а со временем целиком, приобретая таким
образом высоко ценимую резчиками и ювелирами глубокую
оранжево-красно-коричневую окраску. Аналогичным образом изменяется
цвет многих халцедонов, побывавших под кострищем. Вероятнее
всего, что именно обратив внимание на разницу цвета простого
халцедона и халцедона, побывавшего в костре, древние люди
научились простым способом делать карнеол из агатов. Восточные
ювелиры для усиления красных тонов сердолика долго калили камень
на солнце или осторожно прогревали в специальных печах, также в
Индии издревле и доныне выдерживают халцедоны на солнце по
нескольку месяцев, а если оттого он краснеет в недостаточной
мере, то прокаливают на огне, но не в пламени, а помещая в
особые глиняные горшки и очень медленно потом охлаждают.
Значительная часть называемого карнеолом материала на
современном рынке - приполированная халцедоновая и агатовая
галтовка из Индии, Уругвая и Бразилии, искусственно подкрашенная
(см. искусственное окрашивание камней) нитратом железа. Распознать имитацию как правило бывает
несложно, т. к. камни прокрашиваются после их обработки только в
поверхностном слое (на глубину до 1-2 мм.), в чём можно
визуально убедиться на сколе, разбив или распилив такой камень.
Месторождения
Лучшие в России
сердолики происходят из Восточной Сибири, (басс. реки Зея, Амурская
область). Известны выдающиеся находки в Якутии, на Чукотке, в
Бурятии, на юго-востоке Читинской области. Промышленные
скопления сердолика в России являются поствулканическими гидротермальными
образованиями, формирующимися обычно в кислых эффузивах, где
сердолики приурочены к халцедоновой минерализации в зонах
гидротермально измененных флюидально-сферолоидных лав (витрориолитов
и витрориолит-дацитов в составе экструзивных куполов); тела
риолитов имеют элипсовидную форму при размерах 0,8/0,6 км.(месторождение
Мустах), а сердолик локализуется в полостях шарообразных или
эллипсоидных сферолоидов размером от нескольких см. до 1,2 м. За рубежом выделяются
месторождения Индии (Деканское нагорье, штат Гуджарат), Монголия,
США (штат Монтана), остров Мадагаскар, Уругвай, Бразилия,
Болгария. Большой известностью пользуются сердолики и небольшие,
но редкой красоты сердоликовые агаты из заповедного
вулканического массива Карадаг в Крыму, из легендарной
"Сердоликовой бухты", романтично описанной А.Е. Ферсманом в
книге "Воспоминания о камне"; сердоликовая галька, лет 100-200
назад бывшая там в изобилии, сейчас полностью выбрана туристами,
но сердолики сохранились среди отвесных скал в виде небольших
миндалин и жил в вулканических породах, где они находятся в
ассоциации с серым халцедоном, кристаллами горного хрусталя,
кальцита, анальцима и целым рядом редких цеолитов.
Из истории камня
Первые изделия
из сердолика (древнейшие орудия труда) встречены при раскопках
стоянок палеолитического человека (800-60 тыс.лет до н.э.). В
качестве материала для изготовления ювелирных украшений,
амулетов, талисманов и культовых предметов сердолик применялся
со времён раннего неолита (18 тыс.лет до н.э.). Египтяне
изготовляли из него священных жуков-скарабеев, вавилоняне -
цилиндрические печати, арабы-мусульмане - молитвенные четки.
В Древнем Египте
из сердолика изготавливались бытовые и ритуальные украшения,
которые были посвящены богине Изиде. Символ богини Изиды
напоминает по форме трехлистный клевер - его вырезали из
сердолика для застёжек, вставок в перстни и тд. Ношением
сердолика египтяне символически просили «мать богов» о
покровительстве как до, так и после смерти.
В гробнице Тутанхамона (ХIV век до н.э.) были найдены различные
изделия из сердолика: голова змеи, подвески в виде сердца,
изображение мифической птицы Феникс с солнечным диском на спине
и др. Эллинская пластика сохранила множество карнеоловых
изображений розовощекого Эрота, а также игривых фаллических
амулетов.
Наибольшей
популярностью сердолик пользовался в Древней Греции, Месопотамии,
на Ближнем Востоке, на Руси и в средневековой Европе. Иногда он
ценился значительно выше многих других драгоценностей, например,
в IV веке н.э. сердолик занимал пятое место по ценности в ряду:
алмаз, жемчуг, изумруд, благородный опал, сердолик, красные
карбункулы (шпинель, рубин, гранат), а уже затем и ниже
котировались золото и серебро, сапфиры и топазы.
В средние века
очень популярными были украшения из сердолика, так как в то
время считали, что этот красивый камень может победить чёрную
магию. Ярко-красный сердолик почитался и как камень мученика Варфоломея.
Сердолик был
любим многими великими и известными людьми: в историю вошли
подвески и любимый сердоликовый сосуд с тенями для век царицы
Клеопатры (69-30 гг. до н.э.); пряжка для пояса с сердоликом «Потрясателя
Вселенной» Тамерлана, печать последнего гетмана Украины Кирилла
Разумовского, перстень-талисман Дж.Байрона. Печатка-брелок
из карнеола восмиугольной формы с выгравированными словами: «Раб Авраам полагающийся на Всевышнего» была на часах
Наполеона.
Также у А.С.
Пушкина был был золотой перстень с большим восьмигранным
сердоликом красного цвета, на котором была вырезана
древнееврейская надпись: «Симха, сын почтенного рабби Иосифа, да
будет благословенна его память», подаренный ему графиней Е.К.
Воронцовой в Одессе. Великий поэт считал этот камень своим талисманом и
носил постоянно на указательном пальце. Только перед смертью он
завещал его поэту В.А. Жуковскому. Тот очень полюбил подарок и носил
перстень постоянно на среднем пальце
правой руки рядом с обручальным кольцом, - «..это Пушкина
перстень, им воспетый и снятый мной с мертвой руки его». Сын
Жуковского подарил перстень И. Тургеневу.
Позднее Тургенев говорил: «Я очень горжусь обладанием пушкинского
перстня и придаю ему, как и Пушкин, большое значение. После моей
смерти я бы желал, чтобы перстень был передан Л.Н
Толстому, и, чтобы когда настанет его час, граф передал этот
перстень по своему выбору, достойному последователю пушкинских
традиций...». После кончины Тургенева Полина Виардо долго не расставалась с
перстнем. Она не могла забыть личной неприязни Тургенева и Толстого и
лишила Толстого положенного подарка. Сын Жуковского был оскорблен и
хотел судиться, но певица поступила по-своему
и передала перстень Пушкинскому музею Александровского (Царскосельского)
лицея. А в злосчастном 1917 году перстень этот был
украден из Пушкинского музея. У Пушкина был еще один перстень с
оранжевым сердоликом и вырезанными на нем тремя амурами в ладье,
хранящийся ныне в Пушкинском Доме.
В наши дни стало модным приписывать всем камням магические и
целебные свойства. Относительно сердолика бытуют суждения что
он, якобы, «..содействует возникновению любви и страсти у
носящих его, защищает от злых чар, ограждает носящего его от
распутства и тёмных страстей; родившимся в августе сердолик
прочит счастливую и долгую семейную жизнь». Также
«красный сердолик лечит импотенцию...», а «ношение изделий с
карнеолом помогает от прыщей и избавляет от блох». Как
амулет «карнеол помогает женщинам в любви,
дарует счастье, спасает от ранних морщин и девичьей
депрессии», а «мужчин избавляет от приступов
тоски, меланхолии, гнева, черной зависти, укрепляет мужество в
тяжелые минуты». Как относиться к
такого рода суждениям - личное дело каждого. Но натуральный сердолик (карнеол)
- разновидность халцедона, отличная от него только цветом.
Природный сердолик довольно редок, а большинство камней под
этими названиями оказываются искусственно прокрашенными
халцедонами, которым приписывается совсем другой набор
«свойств», и это следует иметь в виду при выборе камня.
Сердолики
полированные, ок. 5 см., Мадагаскар. Фото с сайта "Русские минералы" ©
http://www.rusmineral.ru
Верхнее фото
на странице - редкий малиново-красный сердоликовый агат,
Магнитогорское м-ние ("Кызыл-Туган"), Казахстан. Фото © В.Слётов,
2008
---------------------------------------------
•
Литература:
Банк Г. В мире самоцветов. М: «Мир», 1979
Смит Г. Драгоценные
камни. М: «Мир», 1980
Февчук Л.П. Личные вещи А.С.Пушкина (Из собр. Всес. музея А.С.Пушкина). Изд.
2-е, «Аврора», 1970, 84с. Ферсман А.Е. Драгоценные и
цветные камни России. Т.1 (1922); т.2 (1925). - М, изд. АН СССР
Ферсман А.Е. Очерки по истории камня. Т.1(1954); т.2
(1961). - М, изд. АН СССР Ферсман А.Е. Воспоминания о камне. /переиздавалось
неоднократно/ Fulljames, G.
"A Visit. December,
1832, to the Carnelian Mines, situated in the Rajpeepta Hills,
to the Eastward of Broach" Transactions, Bombay Geographical
Society Vol. 2, p. 74
|
|