"""""""~-~-~-~"~&~"~-~-~-~"""""""
Глиптика
- искусство резьбы на цветных и драгоценных
камнях. Одно из наиболее древних искусств.
Инталии
- это геммы
с углубленным изображением. Они известны еще
в четвертом - третьем
тысячелетиях до н. э. Они изготовлялись в
Месопотамии и на островах Эгейского моря и
отличаются таким исполнением, которое
предполагает устойчивые и долгие традиции,
уходящие в глубь веков.
Мастерством резьбы поражают уже
египетские, шумерские, вавилонские,
ассирийские геммы.
Резные камни в виде фигурок зверей и людей,
а также в виде печатей появились
сначала в Месопотамии,
а затем в Египте и других местах
Средиземноморья, в Древнем Египте носили
перстни с каменными печатками, главным
образом в фоме особо почитавшегося
египтянами жука скарабея, вырезавшегося чаще
всего из лазурита. В музее
изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
(Москва) можно увидеть образцы резных камней
государств древнего Двуречья, возраст
которых насчитывает от 2 до 5 тысяч лет. Это
вырезанные на цилиндрических валиках из
халцедона, яшмы или кварца фигурки людей,
животных и различные тексты.
Особенно выделяются своей
красотой и изысканностью исполнения резные
камни Древней Греции и Италии. Здесь
зародился специфический выразительный язык
глиптики, который соединил в миниатюрных
произведениях красоту чистейших тонов
минералов и виртуозную резьбу. То точную и
графически завершенную, то мягкую и
трепетную. До конца IУ века до н. з. древний
мир знал лишь один вид гемм
- инталии,
дававшие на оттисках в мягкой глине или
воске выпуклые зеркальные изображения.
Только в зпоху эллинизма мастера глиптики,
наряду с печатями-инталиями, начинают
вырезать рельефные камеи. И если роскошные
многоцветные камеи с их зффектным колоритом
и пластикой являются памятниками
своеобразной живописи в камне, то более
скромные одноцветные инталии ближе
к графическим рисункам.
Для создалия и тех и других гемм требовалось
несложное оборудование: станок с приводом,
набор резцов и обязательно абразивы, так как
минералы употреблялись настолько твёрдые (агат,
сердолик,
гранаты, гематит, сардоникс ),
что металлический инструмент не мог оставить
на них даже царапин. Особая трудность резьбы
инталий, помимо их миниатюрности, состояла в
том, что мастер постоянно должен был иметь в
виду обратное изображение. Покрытую
абразивным материалом, углублённую,
как бы негативную, инталию было необходимо
время от времени очищать и делать пробные
оттиски. Создание гемм было очень долгим и
кропотливым занятием. Но зато твёрдость
и прочность минералов сделала геммы почти
неподвластными времени. Дойдя через столетия до наших
дней, они порой предстают перед нами такими, словно
разрушительное время их совсем не коснулось.
Сюжеты античных гемм весьма разнообразны. В них так или
иначе нашли отражение все стороны духовной и материальной
жизни античного мира: религия и политика, литература и
театр, извечные проблемы личных человеческих отношений и
быта. Иногда миниатюрные изображения являются
единственным источником знакомства с жизнью
древнего мира. Особенно ценны в них
воспроизведения навсегда утраченных шедевров
греческой графики, живописи и пластики.
Изучение античного искусства даёт достаточно
оснований с уверенностью полагать, что
когда одна и та же тема многократно
повторена в геммах так, что суть композиции
оставлена без изменений, то - в основе лежит
живописный оригинал или графический рисунок, утраченное
ныне произведение
станковой живописи. Так обстоит дело с
эрмитажной камеей, где изображены два эрота,
мучающих Психею в присутствии Диониса.
Нередко и резчики гемм, и современные им
поэты-эпиграммисты трактуют поразительно
похожие темы, что также объясняется
тем, что исходным посылом послужила одна и
та же картина, идея которой позднее была
по-разному воспроизведена и интерпретирована мастерами резца
или слова. Так, Плинием упомянута "Горгона"
художника Тимомаха, "в которой видно, что
искусство ему полностью подчинялось..".
По-видимому, это изображение головы Медузы,
по сведениям современников не отрывавшей
взгляда от каждого, кто находился в
помещении, где висела картина, повторяется в
многочисленных сериях камей, начиная с 1 в.
до н.э. Например, имена создателей
эллинистических полотен “Празднество в честь
Вакха" или "Спящий Гермафродит" неизвестны,
но весьма вероятно, что мастера глиптики,
создавая многочисленные камеи на эти сюжеты,
использовали в качестве сюжетной
первоосновы, брали за образец один и тот же живописный
оригинал.
Искусство
глиптики в зпоху архаики помимо материковой
Греции процветало на островах Кипр, Самос,
Хиос, Мелос, а также в ионийских городах
западного побережья Малой Азии. Для
грека архаической зпохи печать часто
служила подписью или могла заменять её. Ею пользовались в
быту и хозяйстве, опечатьтвая имущество, двери дома
или кладовой с припасами, амфоры с вином и
т.п. Известен закон Солона, строго запрещавший
резчику гемм сохранять у себя копии
изготовленных печатей, а профессия резчика
по камню была весьма почётна.
Высшего расцвета античная глиптнка
достигла в зпоху греческой классики (У-IУ
вв. до н. э.), совместив в себе совершенство свободных
композиций с глубокой человечностью образов, точность рисунка и красоту
минералов.
Основная форма классических печатей -
крупный скарабеоид с гладкой овальной
спинкой. Часто встречаются так называемые
псевдоскарабеи, в которых вместо жука
оказываются рельефные изображения льва,
сатира или сирены. Позднее геммы становятся
крупнее, а композиции лаконичнее; постепенно исчезают
архаическое штриховое обрамление,
второстепенные фигуры и орнаменты. Любимый
материал мастеров классики -
разновидности кварца: полупрозрачный
голубой сапфирин, традиционные
яшмы,
халцедоновые ониксы, сердолик,
горный
хрусталь.
--------------
Камея "Посейдон". Яшма.
Екатеринбург, 1830г. Государственный Эрмитаж
--------------
Камеи
известны с 4 века до н. э., их родиной
считается Александрия. О происхождении слова
«Камея» имеются различные точки зрения.
Считают, что слово происходит от персидского
chumahäu, или от латинского
camahatus или от итальянского chama
(морская раковина). Поначалу камеи резали
только на многоцветных
сардониксе и яшме,
позднее стали использоваться аметисты,
топазы, аквамарины и изумруды.
Cреди аристократов древнего мира иметь
собственную дактилиотеку - коллекцию резных
камней, было вопросом престижа. Резчики
древнейших периодов развития глиптики знали
приемы рельефной резьбы, но использовали её
сравнительно редко, при скульптурном
оформлении то ручки каменной печати, то
оборотной стороны скарабея. Материал здесь,
как правило, был одноцветным. Первые
создатели камей из полихромного сардоникса
-
безымянные александрийские мастера. Уже
самые ранние камеи были выполнены с
виртуозным мастерством. Правители из
династии Птолемеев, портретированные в этих
царственно-роскошных геммах, божества
египетского пантеона, орнаменты и система
декора - все это не оставляет никакого
сомнения в локализации первых мастерских
именно в Александрии.
Во времена ренессанса, в XVII - XVIII
веках, искусство камеи пережило свой
наибольший расцвет. Но Античная камея по сей
день сохраняет значение эталона классической
красоты, чистого и строгого вкуса. Главным
устремлением резчиков всех последующих эпох
было как можно более соответствовать этому
идеалу. И хотя принято считать, что он
навсегда останется недостижимым,
приблизиться к нему раньше других удалось
итальянским мастерам. Италия не только сама
пережила в эпоху Возрождения бурный взлет
камнерезного искусства, но и дала мощный
импульс его развитию в других странах.
Национальные школы глиптики во второй
половине XVIII в. сформировались во Франции,
Германии, Англии, Австрии.
При изготовлении камей используют
различные материалы. Обычно для нижних слоев
(фона) берётся более тёмный материал и на
его фоне контрастно накладываются слои
резного изображения из более светлого
материала. Этим достигается контрастная
рельефность, выделение изображения.
Эффект камеи используется при чеканке
монет, когда изображения и надписи на
монетах исполняются в виде выпуклого рельефа.
Идеальный материал для изготовления
камей - разновидности
агата, имеющие
достаточно толстые и ровные слои различной
расцветки (сардоникс). Но отнюдь не
часто в природе встречаются крупные куски агата
с правильным чередованием
ровных светлых и тёмных
слоёв.
Интересна история многих хранящихся в
Российских музеях, гл. образом в Эрмитаже,
камей. В богатейшей коллекции камей Эрмитажа
самой знаменитой является "Камея Гонзага" (см.
верхнее фото) из трёхслойного агата, с
парным изображением египетского царя Птолемея II и его жены
Арсинои II работы неизвестного мастера III
века до н. э. Первое упоминание о ней
встречается в 1542 году в инвентарном
каталоге собрания Изабеллы д'Эсте - супруги
Людовика Гонзага, правителя итальянского
города Мантуи: "Большая камея оправлена в
золото, с рельефными портретами Цезаря и
Ливии, с золотой гирляндой вокруг, с
листьями лавра из зеленой смальты, с
жемчужиной внизу, с обратной стороны
украшенной чернью, и с табличкой с именем
покойной светлейшей госпожи Герцогини". До
1630 г. камея находилась в собрании герцогов
Гонзага. Потом она не раз переходила из рук
в руки. Некоторое время при папе Пие VI она
находилась в сокровищнице Ватикана, а в 1814
г. бывшая жена Наполеона Жозефина Богарне
подарила её русскому императору Александру
I. А самая крупная античная камея находится в кабинете
медалей в Париже и датируется
I веком н, э.; на чёрно-белом
агате размером 31x26 см.
изображено более 20
персонажей. Как и знаменитая
"Камея Гонзага",
большая
парижская камея много раз за свою
2000-летнюю историю переходила из рук в руки.
Коллекционирование античных камей
являлось предметом особых забот императрицы
Екатерины II. Свою страсть к их собиранию
она шутливо называла "камейной болезнью".
Самое значительное приобретение императрицы
было сделано в 1787 г., - собрание герцога
Орлеанского, одна из самых известных
коллекций Европы. Именно из этого собрания
происходят знаменитые поздне-эллинистические
камеи "Жертва Приапу" и "Афродита с орлом".
В 1814 г. бывшая императрица Франции
Жозефина дарит Александру I "Камею Гонзага",
а в 1850 г. Е. И. Голицына завещает Николаю
I камею с головой Зевса.
После 1917г. в Эрмитаж поступили
национализированные собрания Шуваловых,
Юсуповых, Строгановых, Нелидовых, Половцевых,
а в 1964 году в коллекцию Эрмитажа
добавилось свыше двухсот шестидесяти древних
гемм из собрания известного минералога Г. Г.
Леммлейна.
----------------------
Иисус Христос. Камея. Горный хрусталь в
серебре, 8х8х1см. Олег Галатин, Москва,
2000г., экспонат выставки-ярмарки
"Симфония Самоцветов" в ГГМ.
------------
С раннего средневековья глиптика
становится неотъемлемой частью христианской
культуры. Высочайшие образцы резьбы по камню
мы находим в православном искусстве. Резные
изображения Спасителя, Божией Матери и
Святых стали неотъемлемой частью
архиерейских облачений, они часто
используются как вставки в панагиях и митрах.
Наряду с другими традиционными минералами,
в культовых предметах широко используется
и очень выразительно смотрятся
синий лазурит
и бесцветный горный хрусталь.
____________________________________________
---------------------
Глиптика советского периода:
барельеф Ленина и Сталина из слоистого
разноцветного газеанского мрамора,
вынолненный в виде камеи. Художник В.
А. Михновский, г. Ташкент.
--------------
Искусство глиптики не утрачивало своего
значения ни в одну из исторических эпох. Оно
оказалось востребованным даже в
большевистской России после 1917г., в бывшем
СССР: древнюю технику резьбы по камню
вспомнили вскоре после революции и взяли на
вооружение для создания резных изображений
из камня с целью увековечивания образов вождей и
сюжетов на темы о торжестве идей коммунизма.
Лучшие традиции древности возродили
современные мастера-камнерезы. Они освоили
технологию обработки таких "непростых" в
работе камней, как топаз, берилл, изумруд
и аметист. Замечательные образцы
камнерезного творчества Российских мастеров
можно увидеть на ежегодной
выставке-ярмарке "Симфония Самоцветов",
регулярно проводимой в Москве в Государственном
Геологическом Музее им. В.И. Вернадского
1.
2.
3. 4.
Классические
шедевры античной глиптики из собрания Эрмитажа:
1). Голова Афины.
Зелёная яшма. VI в. до н.э.
2). Ника на колеснице.
Сердолик-сардоникс. IV в. до н.э.
3). Нимфа Галена.
Прозрачный аквамарин
(берилл). III в. до н.э.
4). Гиппопотам.
Гелиотроп-яшма. II-III в.н.э.
5).
Афродита и орёл.
Двухслойный сапфириновый оникс. I в.н.э
6).
Медуза
Горгона. Сапфирин,
V в. до н.э.
7).
Голова Медузы. Сардоникс. III в. до н.э.
|
|