«Для чего существует иконописный канон и что такое
иконописный подлинник»
Икона пишется
по особым правилам, которые являются обязательными для
иконописца. Совокупность определенных приемов иконописи, по
которым строится изображение на иконной доске, называется
иконописным каноном. "Канон" - слово греческое, оно означает: "правило",
"мерило", в узком смысле - это строительный инструмент, отвес,
по которому проверяют вертикальность стен; в широком -
установленный образец, по которому сверяют нечто вновь созданное.
Зрение дает
человеку почти 80% информации об окружающем мире. И потому,
сознавая важность живописи для святого дела благовествования,
уже в раннехристианской церкви стали возникать попытки создать
свой, отличный от окружающего языческого и иудейского мира язык
священных изображений. Иконописные
правила создавались в течение длительного периода времени не
только иконописцами, или, как раньше говорили, изографами, но и
отцами Церкви. Правила эти, особенно те, которые относились не к
технике выполнения, а к богословию образа, являлись
убедительными аргументами в борьбе Церкви против многочисленных
ересей. Аргументами, разумеется, в линиях и красках.
Один из
современных исследователей иконы, академик Раушенбах, очень
эмоционально и образно высказал свое мнение о том, к чему привел
отказ от каких-либо канонических рамок в изобразительном
искусстве: "...Средневековое искусство во многих отношениях выше
искусства Возрождения. Я считаю, что Возрождение было не только
движением вперед, оно свяано и с потерями. Абстрактное искусство
- полный упадок. Вершиной для меня является икона XV века... С
точки зрения психологии я могу объяснить так: средневековое
искусство апеллирует к разуму, искусство Нового времени и
Возрождения - к чувствам, а абстрактное - к подсознанию. Это
явное движение от человека к обезьяне". Именно по такому
пути пошла иконография западной римской церкви. По пути
разрушения канона, по пути любования телесной, эмоциональной
красотой - той красотой, против которой было направлено 100-е
правило упоминавшегося уже Трулльского собора: "Очи твои право
да зрят, и всяцем хранением блюди твое сердце, завещавает
Премудрость: ибо телесные чувствва удобно вносят свои
впечатления в душу. Посему изображения на дисках или на ином чем
представляемые, обаяющие зрение, растлевающие ум и производящие
воспламенение нечистых удовольствий, не позволяем отныне каким
бы то ни было способом начертавати". По словам
архимандрита Рафаила (Карелина) - автора интересного очерка "О
языке православной иконы", канон - "это многовековой драгоценный
опыт всей Восточной Церкви, опыт духовного видения и
трансформации его в визуальном изображении. Канон не сковывает
иконописца, а дает ему свободу. От чего? От сомнений, от
опасности разрыва между содержанием и формой, от того, что мы
назвали бы "ложью на святого". Канон дает свободу самой форме..."
Для предыдущих
поколений, рождавшихся и живших в Православной среде, был вполне
доступен язык иконы, ибо язык этот понятен только для людей,
знающих Священное Писание, чинопоследование богослужения и
учавствующих в Таинствах. Современному же человеку, особенно недавно пришедшему в
Церковь, этого достигнуть значительно сложнее. Сложность
заключается еще и в том, что начиная с XVIII века каноническая
икона вытесняется иконами так называемого "академического"
письма - по сути, картинами на религиозные темы. Этот стиль
иконописания, для которого характерно откровенное любование
красотой форм, подчеркнутая декоративность и пышность отделки
иконной доски, пришел в Россию с католического запада и получил
особенное развитие в послепетровское время, в синодальный период
истории Русской Православной Церкви. Период этот
начался со специального указа Петра I, в котором он упразднил
Патриаршество на Руси, а управляющим всеми делами Русской
Православной Церкви назначил чиновника - обер-прокурора, который
и возглавил руководство Священным Синодом. Восстановлено
патриаршество было только на Поместном Соборе 1917-1918 годов.
Конечно,
политическая и экономическая переориентация всей жизни Русского
государства, активно начатая Петром и поддерживаемая
последующими правителями, не могла не сказаться и на духовной
жизни всех слоев общества. Коснулось это и иконописания. В
настоящее же время, несмотря на то, что современные иконописцы
возрождают традиции древнерусского письма, во многих церквах в
большинстве своем можно увидеть изображения в "академическом"
стиле. В любом случае,
икона - это всегда святыня, в какой бы живописной манере она ни
была бы выполнена. Главное, чтобы всегда ощущалась степень
ответственности иконописца за свою работу перед тем, кого он
изображает: образ должен быть достоин Первообраза.
«Энциклопедия православной иконы. Основы
богословия иконы»
Икона в нашем доме
Дом христианина - малая церковь. У постели каждого члена семьи, в изголовье,
висит иконка его тезоименитого святого, или Спасителя, или
Богородицы - они охраняют ночью наш спокойный безмятежный сон.
А в восточной стороне комнаты верующему человеку хочется иметь маленький
иконостас, подобный тому, что в храме. В иконостасе центральным образом
обычно является
"Господь Вседержитель" - Иисус Христос, давший нам Вечную Жизнь,
Воплотившееся Слово. По правую Его руку располагают икону Богоматери,
предстательницы людей перед Богом. Будучи человеком, она много испытала как
простая женщина; будучи чистой и Непорочной - обожилась, прияв Господа.
Поэтому, Она наша скорая заступница и утешительница. По левую руку Господа -
пророк и креститель Иоанн Предтеча, последний из пророков, принесший весть о
Христе и первый христианский мученик. В домашнем иконостасе часто помещают
также семейные иконы и любые другие дорогие сердцу образы Богоматери и
Святых. Так, на Руси особой любовью пользуются образа Пресвятой Троицы и Неопалимой
Купины, Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и Святой Николай
Угодник. Наиболее часто встречающийся образ Спасителя - это "Спас
Вседержитель". Многие века образ Спаса Вседержителя помещался в куполе
церкви, но потом этот образ стали писать и на иконах. У икон вешают на цепочках или ставят лампаду и зажигают свечи - символ нашей
любви и молитвы ко Господу. Иконы следует помещать в отдельном от других предметов месте. Крайне
неуместно смотрятся иконы в шкафах, где хранятся светские книги,
на полках рядом с предметами домашнего обихода, фотографиями близких,
сувенирами, нехорошо когда они являются просто неким украшением домашнего
интерьера. Не подобает помещать рядом с иконами изображения артистов и политиков,
спортсменов и других кумиров нынешнего века. Не должно быть среди икон и
художественных картин - картина, даже если она имеет религиозное содержание,
как, например "Явление Христа народу" А.Иванова или
"Сикстинская мадонна" Рафаэля, - это чувственная светская живопись, а не
каноническая икона. Иногда приходится видеть среди икон фотографии
священников, старцев, монахов. Канонически это недопустимо, т.к. фотография - это изображение,
запечатлевшее конкретный момент земной жизни человека, пусть впоследствии и
прославленного церковью в лике святых. А икона возвещает нам о нем, именно
как о святом, в его прославленном, преображенном состоянии.
Конечно, такие фотографии могут быть в доме православного христианина, но
они должны находиться отдельно от икон. Если у
ваших близких приближается какое-то важное событие
- самым лучшим подарком, который никогда не терял
актуальности на протяжении веков, может стать именно
икона. Икона является хранительницей семьи, её дарят
детям их родители и она освящает в дальнейшем их жизненный путь. И в доме
прежде прочего с благоговением ставят икону, которая
будет оберегать его жителей от всех
невзгод и напастий.
Сергий Глоткин и иконописная мастерская "Традиции «Золотого Века»"
Глоткин Сергей Николаевич
Родился в г. Армавире, Краснодарского края, 14 июля
1957г. В 1974 г. окончил Армавирскую детскую художественную школу. Осенью
этого года приехал в Москву и поступил учиться в рисовальные классы при
институте им. Сурикова. По результатам собеседования был зачислен сразу на
третий курс. После службы в рядах Советской Армии продолжил занятия, посещая
частные уроки живописи. С 1982 по 1987 гг. учился в Московском
педагогическом институте на художественно-графическом факультете.
В 1983 году был принят на работу в Московское
объединение «Союзреставрация» Министерства Культуры СССР,
художником-реставратором. Работы велись в Новоспасском монастыре,
Николо-перервинском монастыре, в Кремле, но основным местом работы стал
Покровский собор на Красной площади, более известный, как Храм Василия
Блаженного.
Общение с уникальными памятниками пробудило интерес к
технологии древнерусской живописи и к её религиозно-философскому смыслу.
Знания пришлось собирать по крупицам в старинных руководствах и в беседах с
опытными реставраторами и знатоками церковного искусства.
В 1994 году был принят в Творческий Союз Художников
России и Международную Федерацию Художников, в секцию иконописи.
Основные известные работы в Москве: Царские врата Казанского собора на
Красной площади, роспись храма Даниила столпника в Свято-Даниловом
монастыре, Царские врата храма святого Георгия на Поклонной горе.
Осенью 2000 года Сергеем Глоткиным была основана
мастерская, которая получила название: «Традиции «Золотого Века».
Направление работы отражено уже в самом названии мастерской. В задачу
творческого коллектива входит изготовление икон небольшого размера
выполненных в особой технике, включающей элемент высококачественной цветной
печати и ручной доработки изображения. При таком подходе иконочки выглядят,
как настоящие рукописные образы, оставаясь при этом в ценовом отношении,
доступными широкому кругу ценителей древних традиций иконописания. В
качестве основы используются специально изготовленные иконные доски с
ковчегом и дубовыми шпонками. Применяется ручное золочение и натуральные минеральные пигменты, прежде всего
природная киноварь, а также техника чеканки и зернения по золоту.
Материал приводится в рамках Проекта "Рисуя Минералы..." и предназначен только для индивидуального прочтения.
При цитировании
обязательна гиперссылка на сайт
http://mindraw.web.ru