СОВРЕМЕННАЯ КАНОНИЧЕСКАЯ ИКОНА 

╚Для чего существует иконописный канон и что такое иконописный подлинник╩

     Икона пишется по особым правилам, которые являются обязательными для иконописца. Совокупность определенных приемов иконописи, по которым строится изображение на иконной доске, называется иконописным каноном. "Канон" - слово греческое, оно означает: "правило", "мерило", в узком смысле - это строительный инструмент, отвес, по которому проверяют вертикальность стен; в широком - установленный образец, по которому сверяют нечто вновь созданное.
     Зрение дает человеку почти 80% информации об окружающем мире. И потому, сознавая важность живописи для святого дела благовествования, уже в раннехристианской церкви стали возникать попытки создать свой, отличный от окружающего языческого и иудейского мира язык священных изображений.
     Иконописные правила создавались в течение длительного периода времени не только иконописцами, или, как раньше говорили, изографами, но и отцами Церкви. Правила эти, особенно те, которые относились не к технике выполнения, а к богословию образа, являлись убедительными аргументами в борьбе Церкви против многочисленных ересей. Аргументами, разумеется, в линиях и красках.

     Один из современных исследователей иконы, академик Раушенбах, очень эмоционально и образно высказал свое мнение о том, к чему привел отказ от каких-либо канонических рамок в изобразительном искусстве: "...Средневековое искусство во многих отношениях выше искусства Возрождения. Я считаю, что Возрождение было не только движением вперед, оно свяано и с потерями. Абстрактное искусство - полный упадок. Вершиной для меня является икона XV века... С точки зрения психологии я могу объяснить так: средневековое искусство апеллирует к разуму, искусство Нового времени и Возрождения - к чувствам, а абстрактное - к подсознанию. Это явное движение от человека к обезьяне".
     Именно по такому пути пошла иконография западной римской церкви. По пути разрушения канона, по пути любования телесной, эмоциональной красотой - той красотой, против которой было направлено 100-е правило упоминавшегося уже Трулльского собора: "Очи твои право да зрят, и всяцем хранением блюди твое сердце, завещавает Премудрость: ибо телесные чувствва удобно вносят свои впечатления в душу. Посему изображения на дисках или на ином чем представляемые, обаяющие зрение, растлевающие ум и производящие воспламенение нечистых удовольствий, не позволяем отныне каким бы то ни было способом начертавати".
     По словам архимандрита Рафаила (Карелина) - автора интересного очерка "О языке православной иконы", канон - "это многовековой драгоценный опыт всей Восточной Церкви, опыт духовного видения и трансформации его в визуальном изображении. Канон не сковывает иконописца, а дает ему свободу. От чего? От сомнений, от опасности разрыва между содержанием и формой, от того, что мы назвали бы "ложью на святого". Канон дает свободу самой форме..."

     Для предыдущих поколений, рождавшихся и живших в Православной среде, был вполне доступен язык иконы, ибо язык этот понятен только для людей, знающих Священное Писание, чинопоследование богослужения и учавствующих в Таинствах.      Современному же человеку, особенно недавно пришедшему в Церковь, этого достигнуть значительно сложнее. Сложность заключается еще и в том, что начиная с XVIII века каноническая икона вытесняется иконами так называемого "академического" письма - по сути, картинами на религиозные темы. Этот стиль иконописания, для которого характерно откровенное любование красотой форм, подчеркнутая декоративность и пышность отделки иконной доски, пришел в Россию с католического запада и получил особенное развитие в послепетровское время, в синодальный период истории Русской Православной Церкви.
     Период этот начался со специального указа Петра I, в котором он упразднил Патриаршество на Руси, а управляющим всеми делами Русской Православной Церкви назначил чиновника - обер-прокурора, который и возглавил руководство Священным Синодом. Восстановлено патриаршество было только на Поместном Соборе 1917-1918 годов.

     Конечно, политическая и экономическая переориентация всей жизни Русского государства, активно начатая Петром и поддерживаемая последующими правителями, не могла не сказаться и на духовной жизни всех слоев общества. Коснулось это и иконописания. В настоящее же время, несмотря на то, что современные иконописцы возрождают традиции древнерусского письма, во многих церквах в большинстве своем можно увидеть изображения в "академическом" стиле.
     В любом случае, икона - это всегда святыня, в какой бы живописной манере она ни была бы выполнена. Главное, чтобы всегда ощущалась степень ответственности иконописца за свою работу перед тем, кого он изображает: образ должен быть достоин Первообраза.
                                                                                                                                    
╚Энциклопедия православной иконы. Основы богословия иконы╩

Икона в нашем доме

     Дом христианина - малая церковь. У постели каждого члена семьи, в изголовье, висит иконка его тезоименитого святого, или Спасителя, или Богородицы - они охраняют ночью наш спокойный безмятежный сон. А в восточной стороне комнаты верующему человеку хочется иметь маленький иконостас, подобный тому, что в храме. В иконостасе центральным образом обычно является
"Господь Вседержитель" - Иисус Христос, давший нам Вечную Жизнь, Воплотившееся Слово. По правую Его руку располагают икону Богоматери, предстательницы людей перед Богом. Будучи человеком, она много испытала как простая женщина; будучи чистой и Непорочной - обожилась, прияв Господа. Поэтому, Она наша скорая заступница и утешительница. По левую руку Господа - пророк и креститель Иоанн Предтеча, последний из пророков, принесший весть о Христе и первый христианский мученик. В домашнем иконостасе часто помещают также семейные иконы и любые другие дорогие сердцу образы Богоматери и Святых. Так, на Руси особой любовью пользуются образа Пресвятой Троицы и Неопалимой Купины, Икона Божией Матери ╚Всех скорбящих Радость╩ и Святой Николай Угодник. Наиболее часто встречающийся образ Спасителя - это "Спас Вседержитель". Многие века образ Спаса Вседержителя помещался в куполе церкви, но потом этот образ стали писать и на иконах.
     У икон вешают на цепочках или ставят лампаду и зажигают свечи - символ нашей любви и молитвы ко Господу. Иконы следует помещать в отдельном от других предметов месте. Крайне неуместно смотрятся иконы в шкафах, где хранятся светские книги,
на полках рядом с предметами домашнего обихода, фотографиями близких, сувенирами, нехорошо когда они являются просто неким украшением домашнего интерьера. Не подобает помещать рядом с иконами изображения артистов и политиков, спортсменов и других кумиров нынешнего века. Не должно быть среди икон и художественных картин - картина, даже если она имеет религиозное содержание, как, например "Явление Христа народу" А.Иванова или "Сикстинская мадонна" Рафаэля, - это чувственная светская живопись, а не каноническая икона. Иногда приходится видеть среди икон фотографии священников, старцев, монахов. Канонически это недопустимо, т.к. фотография - это изображение, запечатлевшее конкретный момент земной жизни человека, пусть впоследствии и прославленного церковью в лике святых. А икона возвещает нам о нем, именно как о святом, в его прославленном, преображенном состоянии. Конечно, такие фотографии могут быть в доме православного христианина, но они должны находиться отдельно от икон.
     Если у ваших близких приближается какое-то важное событие - самым лучшим подарком, который никогда не терял актуальности на протяжении веков, может стать именно икона. Икона является хранительницей семьи, её дарят детям их родители и она освящает в дальнейшем их жизненный путь. И в доме прежде прочего с благоговением ставят икону, которая будет оберегать его жителей от всех невзгод и напастий.


Сергий Глоткин и иконописная мастерская "Традиции ╚Золотого Века╩" 

Глоткин Сергей Николаевич
     Родился в г. Армавире, Краснодарского края, 14 июля 1957г. В 1974 г. окончил Армавирскую детскую художественную школу. Осенью этого года приехал в Москву и поступил учиться в рисовальные классы при институте им. Сурикова. По результатам собеседования был зачислен сразу на третий курс. После службы в рядах Советской Армии продолжил занятия, посещая частные уроки живописи. С 1982 по 1987 гг. учился в Московском педагогическом институте на художественно-графическом факультете.
     В 1983 году был принят на работу в Московское объединение ╚Союзреставрация╩ Министерства Культуры СССР, художником-реставратором. Работы велись в Новоспасском монастыре, Николо-перервинском монастыре, в Кремле, но основным местом работы стал Покровский собор на Красной площади, более известный, как Храм Василия Блаженного.
     Общение с уникальными памятниками пробудило интерес к технологии древнерусской живописи и к её религиозно-философскому смыслу. Знания пришлось собирать по крупицам в старинных руководствах и в беседах с опытными реставраторами и знатоками церковного искусства.
     В 1994 году был принят в Творческий Союз Художников России и Международную Федерацию Художников, в секцию иконописи.
Основные известные работы в Москве: Царские врата Казанского собора на Красной площади, роспись храма Даниила столпника в Свято-Даниловом монастыре, Царские врата храма святого Георгия на Поклонной горе.
     Осенью 2000 года Сергеем Глоткиным была основана мастерская, которая получила название: ╚Традиции ╚Золотого Века╩. Направление работы отражено уже в самом названии мастерской. В задачу творческого коллектива входит изготовление икон небольшого размера выполненных в особой технике, включающей элемент высококачественной цветной печати и ручной доработки изображения. При таком подходе иконочки выглядят, как настоящие рукописные образы, оставаясь при этом в ценовом отношении, доступными широкому кругу ценителей древних традиций иконописания. В качестве основы используются специально изготовленные иконные доски с ковчегом и дубовыми шпонками. Применяется ручное золочение и натуральные минеральные пигменты, прежде всего природная киноварь, а также техника чеканки и зернения по золоту.



     Иконы письма Сергия Глоткина

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
1 Св. Царь Николай 2

                           1. Спас оплечный.                                                                                        2. Св. Царь Николай



Св. великомученик Георгий Победоносец 3       Св. великомученик и целитель Пантелеймон 4

           3. Святой великомученик Георгий Победоносец                                        4. Св. великомученик и целитель Пантелеймон


  5   6

                    5. Спас поясной.                                                                                         6. Божия Матерь "Тихвинская"


       

7. Чудо св. Георгия о змие


 Св. пророк Илия 8

  9

8. Св. пророк Илия. 9. Св. пророк Илия, ╚Огненное восхождение пророка Илии на небо╩


Св. Ангел Хранитель

10. Св. Ангел Хранитель


11   Св. Александр Невский 12

             11. Божия Матерь ╚Умиление╩ ("Ярославская").                                          12. Св. Александр Невский


Св. Ксения Петербуржская 13     Св. Матрона Московская 14

                       13. Св. Ксения Петербуржская.                                                                  14. Св. Матрона Московская


15. Божия Матерь ╚Феодоровская


16 17

             16. Св. преподобный Сергий Радонежский.                                                      17. Божия Матерь ╚Владимирская


18 Св. Архангел Михаил19

                18. Божия Матерь "Казанская" (╚Одигитрия).                                                      19. Св. Архангел Михаил


20. Спас Нерукотворный


21        22

              21. Святитель Николай Чудотворец                                                                    22. Божия Матерь ╚Смоленская


23. Пресвятая Троица


2425

                     24. Св. преподобный Серафим Саровский.                                                   25. Святитель Николай Чудотворец


~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Источник:
материалы для веб-публикации предоставлены С.Н.Глоткиным
См. также:
Архимандрит Зинон.
БОГ ШЕЛ НА РИСК, СОЗДАВАЯ ЧЕЛОВЕКА 
∙ Л.В.Кузнецова. О пигментах древнерусской темперной живописи
Фрески в Московском Свято-Даниловом монастыре
Минеральные пигменты в иконописной традиции >>>


К содержанию раздела

Материал приводится в рамках  Проекта "Рисуя Минералы..."  и предназначен только для индивидуального прочтения.
При цитировании обязательна гиперссылка на сайт http://mindraw.web.ru

На Главную  Rambler's Top100