СОВРЕМЕННАЯ КАНОНИЧЕСКАЯ ИКОНА 

«Для чего существует иконописный канон и что такое иконописный подлинник»

     Икона пишется по особым правилам, которые являются обязательными для иконописца. Совокупность определенных приемов иконописи, по которым строится изображение на иконной доске, называется иконописным каноном. "Канон" - слово греческое, оно означает: "правило", "мерило", в узком смысле - это строительный инструмент, отвес, по которому проверяют вертикальность стен; в широком - установленный образец, по которому сверяют нечто вновь созданное.
     Зрение дает человеку почти 80% информации об окружающем мире. И потому, сознавая важность живописи для святого дела благовествования, уже в раннехристианской церкви стали возникать попытки создать свой, отличный от окружающего языческого и иудейского мира язык священных изображений.
     Иконописные правила создавались в течение длительного периода времени не только иконописцами, или, как раньше говорили, изографами, но и отцами Церкви. Правила эти, особенно те, которые относились не к технике выполнения, а к богословию образа, являлись убедительными аргументами в борьбе Церкви против многочисленных ересей. Аргументами, разумеется, в линиях и красках.

     Один из современных исследователей иконы, академик Раушенбах, очень эмоционально и образно высказал свое мнение о том, к чему привел отказ от каких-либо канонических рамок в изобразительном искусстве: "...Средневековое искусство во многих отношениях выше искусства Возрождения. Я считаю, что Возрождение было не только движением вперед, оно свяано и с потерями. Абстрактное искусство - полный упадок. Вершиной для меня является икона XV века... С точки зрения психологии я могу объяснить так: средневековое искусство апеллирует к разуму, искусство Нового времени и Возрождения - к чувствам, а абстрактное - к подсознанию. Это явное движение от человека к обезьяне".
     Именно по такому пути пошла иконография западной римской церкви. По пути разрушения канона, по пути любования телесной, эмоциональной красотой - той красотой, против которой было направлено 100-е правило упоминавшегося уже Трулльского собора: "Очи твои право да зрят, и всяцем хранением блюди твое сердце, завещавает Премудрость: ибо телесные чувствва удобно вносят свои впечатления в душу. Посему изображения на дисках или на ином чем представляемые, обаяющие зрение, растлевающие ум и производящие воспламенение нечистых удовольствий, не позволяем отныне каким бы то ни было способом начертавати".
     По словам архимандрита Рафаила (Карелина) - автора интересного очерка "О языке православной иконы", канон - "это многовековой драгоценный опыт всей Восточной Церкви, опыт духовного видения и трансформации его в визуальном изображении. Канон не сковывает иконописца, а дает ему свободу. От чего? От сомнений, от опасности разрыва между содержанием и формой, от того, что мы назвали бы "ложью на святого". Канон дает свободу самой форме..."

     Для предыдущих поколений, рождавшихся и живших в Православной среде, был вполне доступен язык иконы, ибо язык этот понятен только для людей, знающих Священное Писание, чинопоследование богослужения и учавствующих в Таинствах.      Современному же человеку, особенно недавно пришедшему в Церковь, этого достигнуть значительно сложнее. Сложность заключается еще и в том, что начиная с XVIII века каноническая икона вытесняется иконами так называемого "академического" письма - по сути, картинами на религиозные темы. Этот стиль иконописания, для которого характерно откровенное любование красотой форм, подчеркнутая декоративность и пышность отделки иконной доски, пришел в Россию с католического запада и получил особенное развитие в послепетровское время, в синодальный период истории Русской Православной Церкви.
     Период этот начался со специального указа Петра I, в котором он упразднил Патриаршество на Руси, а управляющим всеми делами Русской Православной Церкви назначил чиновника - обер-прокурора, который и возглавил руководство Священным Синодом. Восстановлено патриаршество было только на Поместном Соборе 1917-1918 годов.

     Конечно, политическая и экономическая переориентация всей жизни Русского государства, активно начатая Петром и поддерживаемая последующими правителями, не могла не сказаться и на духовной жизни всех слоев общества. Коснулось это и иконописания. В настоящее же время, несмотря на то, что современные иконописцы возрождают традиции древнерусского письма, во многих церквах в большинстве своем можно увидеть изображения в "академическом" стиле.
     В любом случае, икона - это всегда святыня, в какой бы живописной манере она ни была бы выполнена. Главное, чтобы всегда ощущалась степень ответственности иконописца за свою работу перед тем, кого он изображает: образ должен быть достоин Первообраза.
                                                                                                                                    
«Энциклопедия православной иконы. Основы богословия иконы»

Икона в нашем доме

     Дом христианина - малая церковь. У постели каждого члена семьи, в изголовье, висит иконка его тезоименитого святого, или Спасителя, или Богородицы - они охраняют ночью наш спокойный безмятежный сон. А в восточной стороне комнаты верующему человеку хочется иметь маленький иконостас, подобный тому, что в храме. В иконостасе центральным образом обычно является
"Господь Вседержитель" - Иисус Христос, давший нам Вечную Жизнь, Воплотившееся Слово. По правую Его руку располагают икону Богоматери, предстательницы людей перед Богом. Будучи человеком, она много испытала как простая женщина; будучи чистой и Непорочной - обожилась, прияв Господа. Поэтому, Она наша скорая заступница и утешительница. По левую руку Господа - пророк и креститель Иоанн Предтеча, последний из пророков, принесший весть о Христе и первый христианский мученик. В домашнем иконостасе часто помещают также семейные иконы и любые другие дорогие сердцу образы Богоматери и Святых. Так, на Руси особой любовью пользуются образа Пресвятой Троицы и Неопалимой Купины, Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и Святой Николай Угодник. Наиболее часто встречающийся образ Спасителя - это "Спас Вседержитель". Многие века образ Спаса Вседержителя помещался в куполе церкви, но потом этот образ стали писать и на иконах.
     У икон вешают на цепочках или ставят лампаду и зажигают свечи - символ нашей любви и молитвы ко Господу. Иконы следует помещать в отдельном от других предметов месте. Крайне неуместно смотрятся иконы в шкафах, где хранятся светские книги,
на полках рядом с предметами домашнего обихода, фотографиями близких, сувенирами, нехорошо когда они являются просто неким украшением домашнего интерьера. Не подобает помещать рядом с иконами изображения артистов и политиков, спортсменов и других кумиров нынешнего века. Не должно быть среди икон и художественных картин - картина, даже если она имеет религиозное содержание, как, например "Явление Христа народу" А.Иванова или "Сикстинская мадонна" Рафаэля, - это чувственная светская живопись, а не каноническая икона. Иногда приходится видеть среди икон фотографии священников, старцев, монахов. Канонически это недопустимо, т.к. фотография - это изображение, запечатлевшее конкретный момент земной жизни человека, пусть впоследствии и прославленного церковью в лике святых. А икона возвещает нам о нем, именно как о святом, в его прославленном, преображенном состоянии. Конечно, такие фотографии могут быть в доме православного христианина, но они должны находиться отдельно от икон.
     Если у ваших близких приближается какое-то важное событие - самым лучшим подарком, который никогда не терял актуальности на протяжении веков, может стать именно икона. Икона является хранительницей семьи, её дарят детям их родители и она освящает в дальнейшем их жизненный путь. И в доме прежде прочего с благоговением ставят икону, которая будет оберегать его жителей от всех невзгод и напастий.


Сергий Глоткин и иконописная мастерская "Традиции «Золотого Века»" 

Глоткин Сергей Николаевич
     Родился в г. Армавире, Краснодарского края, 14 июля 1957г. В 1974 г. окончил Армавирскую детскую художественную школу. Осенью этого года приехал в Москву и поступил учиться в рисовальные классы при институте им. Сурикова. По результатам собеседования был зачислен сразу на третий курс. После службы в рядах Советской Армии продолжил занятия, посещая частные уроки живописи. С 1982 по 1987 гг. учился в Московском педагогическом институте на художественно-графическом факультете.
     В 1983 году был принят на работу в Московское объединение «Союзреставрация» Министерства Культуры СССР, художником-реставратором. Работы велись в Новоспасском монастыре, Николо-перервинском монастыре, в Кремле, но основным местом работы стал Покровский собор на Красной площади, более известный, как Храм Василия Блаженного.
     Общение с уникальными памятниками пробудило интерес к технологии древнерусской живописи и к её религиозно-философскому смыслу. Знания пришлось собирать по крупицам в старинных руководствах и в беседах с опытными реставраторами и знатоками церковного искусства.
     В 1994 году был принят в Творческий Союз Художников России и Международную Федерацию Художников, в секцию иконописи.
Основные известные работы в Москве: Царские врата Казанского собора на Красной площади, роспись храма Даниила столпника в Свято-Даниловом монастыре, Царские врата храма святого Георгия на Поклонной горе.
     Осенью 2000 года Сергеем Глоткиным была основана мастерская, которая получила название: «Традиции «Золотого Века». Направление работы отражено уже в самом названии мастерской. В задачу творческого коллектива входит изготовление икон небольшого размера выполненных в особой технике, включающей элемент высококачественной цветной печати и ручной доработки изображения. При таком подходе иконочки выглядят, как настоящие рукописные образы, оставаясь при этом в ценовом отношении, доступными широкому кругу ценителей древних традиций иконописания. В качестве основы используются специально изготовленные иконные доски с ковчегом и дубовыми шпонками. Применяется ручное золочение и натуральные минеральные пигменты, прежде всего природная киноварь, а также техника чеканки и зернения по золоту.



     Иконы письма Сергия Глоткина

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
1 Св. Царь Николай 2

                           1. Спас оплечный.                                                                                        2. Св. Царь Николай



Св. великомученик Георгий Победоносец 3       Св. великомученик и целитель Пантелеймон 4

           3. Святой великомученик Георгий Победоносец                                        4. Св. великомученик и целитель Пантелеймон


  5   6

                    5. Спас поясной.                                                                                         6. Божия Матерь "Тихвинская"


       

7. Чудо св. Георгия о змие


 Св. пророк Илия 8

  9

8. Св. пророк Илия. 9. Св. пророк Илия, «Огненное восхождение пророка Илии на небо»


Св. Ангел Хранитель

10. Св. Ангел Хранитель


11   Св. Александр Невский 12

             11. Божия Матерь «Умиление» ("Ярославская").                                          12. Св. Александр Невский


Св. Ксения Петербуржская 13     Св. Матрона Московская 14

                       13. Св. Ксения Петербуржская.                                                                  14. Св. Матрона Московская


15. Божия Матерь «Феодоровская»


16 17

             16. Св. преподобный Сергий Радонежский.                                                      17. Божия Матерь «Владимирская»


18 Св. Архангел Михаил19

                18. Божия Матерь "Казанская" («Одигитрия»).                                                      19. Св. Архангел Михаил


20. Спас Нерукотворный


21        22

              21. Святитель Николай Чудотворец                                                                    22. Божия Матерь «Смоленская»


23. Пресвятая Троица


2425

                     24. Св. преподобный Серафим Саровский.                                                   25. Святитель Николай Чудотворец


~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Источник:
материалы для веб-публикации предоставлены С.Н.Глоткиным
См. также:
Архимандрит Зинон.
БОГ ШЕЛ НА РИСК, СОЗДАВАЯ ЧЕЛОВЕКА 
• Л.В.Кузнецова. О пигментах древнерусской темперной живописи
Фрески в Московском Свято-Даниловом монастыре
Минеральные пигменты в иконописной традиции >>>


К содержанию раздела

Материал приводится в рамках  Проекта "Рисуя Минералы..."  и предназначен только для индивидуального прочтения.
При цитировании обязательна гиперссылка на сайт http://mindraw.web.ru

На Главную  Rambler's Top100