Портрет о.Зинона. ©
Мария Вишняк,1988
ОТЕЦ ЗИНОН
БОГ ШЕЛ НА РИСК, СОЗДАВАЯ ЧЕЛОВЕКА
ЧТОБЫ ПИСАТЬ ИКОНЫ,
НАДО УБИТЬ В СЕБЕ ХУДОЖНИКА, - СЧИТАЕТ ЗНАМЕНИТЫЙ
ИКОНОПИСЕЦ
Архимандрит Зинон - иконописец совершенно своеобычный,
потому что он наследует истоки и основы
раннехристианского
искусства. "Православие, которому есть что сказать" -
так характеризовал работы этого удивительного иконописца
Сергей Аверинцев. Талант не всегда бывает удобен и
угоден. И отцу Зинону пришлось претерпеть запреты и
опалу. Но
сейчас он в расцвете своего творчества - занимается
росписью великолепного Свято-Николаевского собора в Вене,
о
котором рассказывала газета "Труд". Общаясь с отцом
Зиноном много лет, я убедился не только в его
изначальном призвании
на поприще иконописания, но и в поистине
энциклопедических знаниях в области богословия, истории,
художественной
культуры, а также многогранном опыте и профессиональном
мастерстве. Я попросил его поделиться с читателями
газеты
мыслями о проблемах, связанных с искусством иконописи,
и, конечно, о самом главном: что является смыслом иконы?
-Савва Ямщиков-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Игумен Зинон за работой в
Псково-Печерском монастыре. Фото: Олег Калугин, 1990г.
Церковь проповедует одновременно и
словом, и образом, поэтому икону и называют учителем.
Князь Трубецкой дал
прекрасное определение русской иконе - "умо-зрение в
красках". Икона - это воплощенная молитва, поэтому вне
Церкви в
подлинном смысле существовать не может. Как одна из форм
проповеди Евангелия, как свидетельство Церкви о
Боговоплощении,
она составная часть богослужения - как и церковное
пение, архитектура, обряд.
Но сейчас икона не занимает в
богослужении подобающего ей места, и отношение к ней не
такое, каким должно быть. Она
стала просто иллюстрацией к празднуемому событию,
поэтому и не важно, какова ее форма, и потому у нас
всякое изображение,
даже фотографическое, почитается как икона. На икону
давно перестали смотреть как на богословие в красках,
даже не
подозревают, что она может искажать вероучение так же,
как и слово. Вместо того чтобы свидетельствовать об
Истине, она
может лжесвидетельствовать.
Икона должна быть написана натуральными
красками и только на прочном материале - обычно на
доске, но не на бумаге,
стекле или каком-нибудь хрупком веществе.
Л. А. Успенский очень просто и
убедительно объясняет, почему цветная фотография не
может быть применена в церковном
обиходе: она только имитирует цвет, тогда как
собственного цвета не имеет. Потому употреблять цветные
фотографии в
качестве икон не следует. Икона должна свидетельствовать
об истине, а мы вводим элемент лжи туда, где ее не может
быть.
Патриарх Алексий I просил не приносить в
храм бумажные цветы, потому что в них нет правды. Еще
гораздо раньше митрополит
Московский Филарет (Дроздов) говорил, что поддельные
камни и поддельные металлы нельзя употреблять в
церковном обиходе
не потому, что они малоценны, а потому, что заключают в
себе ложь. Всякие механические способы воспроизведения
икон
Церковью не одобряются. Но, очевидно, теперь
обстоятельства заставляют... Это принимает иногда
чрезвычайно уродливые формы,
и в наших иконных лавках продаются такие иконы, которые
не имеют права на существование. Та продукция, которую
выпускают
мастерские Патриархии, далеко не всегда соответствует
требованиям, предъявляемым Церковью к своему искусству.
Это
очень тревожный симптом.
Многим, очевидно, известна икона "Спас
Ярое око" (она находится в Успенском соборе, в Кремле, в
иконостасе над правым
клиросом). Так вот, некоторые верующие считают ее
страшной: посмотришь, мол, и молиться не захочется.
Подобное восприятие
показывает, насколько мы удалились от подлинного
понимания православной иконы.
Иконописание - церковное служение, а не
творчество в том смысле, как его понимают светские
художники. Рождаясь из Литургии,
икона является ее продолжением и живет она только в
богослужении, равно как церковное пение, облачение,
архитектура.
До XVI века иконы списывались, но не копировались: если
взять списки, например, с икон Владимирской Богоматери
или
святого Николая, самого почитаемого на Руси святого, -
двух одинаковых икон вы не найдете. Эта традиция на Руси
была
прервана. Стали писать иконы ремесленно, по переводам,
снимать кальки, использовать другие примитивные методы.
Например,
старообрядческие иконы в точности вроде бы повторяют
старинные, но отличаются от них, как мумия от живого
человека,
в них нет главного - жизни. Отсеченная ветвь засыхает.
Если ко мне приходит кто-то из светских
художников и изъявляет желание писать иконы, я говорю,
что прежде надо убить
в себе художника.
Любое творчество требует полной отдачи,
нельзя допускать в себе никакой раздвоенности. В самом
деле, нельзя смотреть
одним глазом в землю, а другим - в небо! Нельзя служить
двум господам, учит Христос.
Есть старое церковнославянское слово,
теперь уже забытое, - "иконник". Это человек, который
создает произведения в
рамках церковного канона и своим в них ничего не
считает, - никто из иконописцев своих икон не
подписывал, потому что
искусство Церкви соборное. Иконник, иконописец - только
исполнитель. Самое опасное - подмена предания
самовыражением.
Современные художники, как правило, неглубоко знают
христианство, а если бы знали и были людьми
добросовестными, сами
отказались бы расписывать храмы.
Сейчас у многих людей, даже
искусствоведов, восприятие иконы неверное. В древней
Церкви, в лучшие времена христианства,
восприятие красоты и искусства было цельным, она не
разделяла икону на произведение искусства и
принадлежность культа,
потому что вне Церкви красоты не знали. С тех пор как
церковная жизнь стала обмирщаться и подлинная икона
оказалась
в совершенном забвении вплоть до конца XIX века - многие
стали искать красоту вне Церкви, в светском искусстве.
Бог есть совершенная Красота. Красота в этом мире еще не
царствует, хотя она вошла в него с пришествием Сына
Божия,
с Его вочеловечением. Она проходит за Христом путь
своего распятия. Красота распинается в мире, и потому
она есть Красота
крестная.
Вечная жизнь будет на этой же земле, но
преображенной, обновленной Духом Божиим, без греха - в
созерцании Красоты, в
предстоянии Богу, в общении с Ним. Вне Церкви достичь
этого невозможно: двух истин не бывает.
Есть свод аскетических правил, называемый "Добротолюбие".
Что понимать под добротолюбием? Я спрашивал у старых
монахов,
и даже они отвечали по-разному: любовь к добродетели, к
добру, доброделание.
"Доброта" - слово славянское и означает
Красоту как одно из имен Бога. Значит, любовь к красоте
есть любовь к Богу.
Духовное делание, очищение себя, приготовление к тому,
чтобы быть храмом Божиим, храмом Святого Духа, - это
искусство
из искусств, наука из наук. Красота Бога - это прежде
всего красота духовная, совершенная Любовь, об этом
свидетельствуют
писания святых отцов. Выражаясь современным языком, Бог
шел на риск, создавая человека. В каком-то вечном плане
ему
были известны судьбы мира, как, конечно, и судьба
каждого человека, однако весь смысл в том, что Бог -
совершенная
любовь; создавая человека, веря в него, Он понимал, что
потребуется искупительная жертва Христа.
"Красота спасет мир", - сказано у
Достоевского, потому что сам человек спасти мир не
может. Красота - понятие отвлеченное:
одному нравится одно, другому - другое. Но Достоевский,
я думаю, имел в виду красоту как одно из имен Божиих или
как
богоподобие. Бог еще именуется Художником, ведь одним из
видов аскетического делания является созерцание видимого
творения. Если этот мир, даже пораженный и испорченный
грехом человеческим, так прекрасен, так органичен, то
как же
должен быть прекрасен Творец этого мира!
В широком смысле слова художником быть
обязан каждый христианин. Дар творчества выделяет
человека из всех живых существ,
ставит его даже выше ангела.
Сейчас многие образованные люди, не
нашедшие Истины и Красоты на перепутьях мира, приходят в
Церковь и ищут в Ней эту
Красоту. Они очень тонко чувствуют всякую фальшь, всякое
безобразие, уродство, особенно художники и музыканты. И,
если
они увидят в храме безобразные росписи, услышат вместо
простого уставного поддельное концертное пение, - никто
не
убедит их в том, что христиане - свидетели Небесной
Красоты.
В наше время, говоря о церковном
возрождении, необходимо в первую очередь заботиться о
том, чтобы Церковь постоянно
являла ту Красоту, которой Она обладает в полноте, - в
этом миссия Церкви в мире.
Иконостас Покровского храма Свято-Данилова монастыря
(о.Зинон). Москва,1984г.,
фото с http://www.cirota.ru/forum
Иконостас Корнилиевского придела
Никольской церкви
в Псково-Печёрском Успенском монастыре с иконами работы о.Зинона.
Отсканировано из книги: Современная
православная икона, стр.14
Крещение Руси. Иконописец о. Зинон, икона 1988
года. Фото с сайта http://www.cirota.ru/forum
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Источник текста: Интернет-публикация Trud.ru № 121 за
06.07.2006. (www.trud.ru/trud_nomer.php?id=20060706)
См. также:
• Архимандрит Зинон. БЕЗГЛАСНАЯ ПРОПОВЕДЬ
(представительная
подборка фотографий икон работы о.Зинона)
• Архимандрит Зинон. Беседы иконописца.
// Новгород, "Русская Провинция",
1993.
• Св. Ржаницына. МОСКОВСКАЯ ИКОНОПИСЬ КОНЦА XX
ВЕКА /Анализ творчества некоторых современных
иконописцев/
•
Минеральные пигменты в иконописной
традиции >>>