Познавательно о разном
--------------------------------------------------------------

Р. К. Баландин.  «Литотерапия»

 

Литотерапия

     Литотерапия в переводе с греческого - камнелечение, целительство с помощью камней, минералов. В предисловии к монографии В.В. Кривенко, А.В. Хмелевской, Г.П. Потебни «Литотерапия. Лечение минералами» (1994) говорится, что эта книга - «кладезь знаний и методов врачевания, выверенных тысячелетиями. Человечество собирало их по крохам и передавало из поколения в поколение. Многое оказалось забытым. На страницах книги обретают новую жизнь как научные выводы, так и практические советы, конкретные рекомендации».
Казалось бы, имея такое замечательное подспорье, автор данной энциклопедии должен пересказать рецепты, советы и рекомендации, содержащиеся в «кладезе знаний», предоставив читателю возможность выбрать из него то, что он сочтет нужным и полезным.
     На первый взгляд такой подход предоставляет читателю свободу выбора, полагается на его интеллект и знания, демонстрирует уважение к нему и тем, кто взял на себя труд собрать и обработать самые разнообразные сведения о лечебных свойствах камней. Да и сам автор этой книги, не являясь специалистом медиком, не проводя специальных исследований и проверок фактов и мнений, не имеет достаточных оснований для того, чтобы судить о достоинствах или недостатках литотерапии.
     Однако в действительности дело обстоит не так просто. В данном случае речь идет о здоровье людей, и любые непроверенные и ничем не обоснованные рецепты нельзя принимать на веру без убедительных доказательств. Люди доверчивые и неосторожные могут начать самолечение, основываясь на таких сомнительных рекомендациях. Хорошо еще, если в результате не наступит резкое ухудшение самочувствия. Но и в этом случае будет нанесен вред организму уже тем, что вовремя не было начато нормальное лечение. Уповая на средство, о котором сказано в некой книге или статье в самых общих выражениях, без учета индивидуальных особенностей каждого человека, больной рискует не только своим здоровьем, но и жизнью. Автор, распространяющий непроверенные сведения о лечебных свойствах, например, камней, несет ответственность за эту информацию, которая может навредить некоторым людям.
     Ссылки на то, что данный рецепт очень давний, приведен в старинном манускрипте - египетском или тибетском - и поэтому заслуживает доверия, не могут убедить разумного человека. Ведь известно, что в древности смертность от болезней и ран была очень высока. Египетские фараоны или тибетские ламы редко доживали до пятидесяти или даже сорока лет, а средняя продолжительность жизни тогда была примерно вдвое меньше, чем в наши дни. Это же наиболее веское и фактически неоспоримое доказательство того, что так называемые древнейшие средства народной медицины в подавляющем большинстве бесполезны или даже вредны. Хотя в некоторых случаях какие-то из этих средств безусловно могут быть полезными. Но как узнать, в каких случаях, для какого человека и какое из этих средств надо использовать?
     Приведу пример. «Сардоникс - талисман счастья и здоровья, защищающий от злых и любовных чар, от лжи и предательства. Магическая сила этого камня предохраняет от ссор и споров, усмиряет лихорадку, останавливает кровотечение, способствует быстрому исцелению от язв, ускоряет срастание костей. Радиоактивность сардоникса превышает радиоактивность лечебных грязей... Нефрит - любимый материал резчиков Востока. Это «камень-воспитатель» постоянно ставит человека в такие ситуации, из которых он должен извлекать уроки. Если нефрит темнеет, то его хозяин упорствует в ошибках. Талисман из нефрита укрепляет жизненные силы и оберегает от болезней».
     И еще один фрагмент из книги В.В. Кривенко, А.В. Хмелевекой и Г.П. Потебни «Литотерапия. Лечение минералами»:
     «В древности и в эпоху Возрождения из малахита вырезали амулеты для детей, которые должны были оберегать от болезней и различных опасностей. Он считался «камнем здоровья», средством от астмы, ревматизма, зубной боли, отравлений, нарушений менструального цикла и «от открытых ран». Чем светлее оттенок камня, тем выше его целительная способность. Светлые бледно-зеленоватые оттенки наиболее полезны для сердца и кровеносных сосудов сердца и легких. Темно-зеленая разновидность оказывает благотворное влияние непосредственно на мышцу сердца, способствует ассимиляции пищи, а также обладает свойствами, присущими классу меди. Темные, почти черные виды малахита улучшают кровоснабжение матки. Американские исследователи считают, что малахит является прекрасным противорадиационным средством. Также считается, что малахит улучшает функции поджелудочной железы и селезенки, помогает регенерации тканей, благотворно действует на деятельность гипофиза и эпифиза. Успокаивает перевозбужденную нервную систему, улучшает сон».
     Получается, что малахит - это едва ли не панацея от всех или почти всех недугов. В каком виде его принимать? Прикладывать к воспаленным органам или занедужившей голове, растирать в порошок и присыпать больные места, глотать осколки или малахитовую крошку, носить как браслет или медальон, класть под подушку...
     Кстати, о радиоактивности. Сардоникс может и вовсе не обладать ею, тогда как немало лечебных грязей радиоактивны. И что это за американские исследователи, которые определили, что каким-то образом (каким?) малахит может служить «противорадиационным средством»? Что это за средство такое, как его употреблять? Кто и когда доказал, что бледно-зеленый малахит полезен для сердца (странное выражение, не правда ли?) и кровеносных сосудов сердца и легких? Каким образом и кто определил, что темно-зеленый малахит улучшает работу как сердечной мышцы, так и пищеварительных органов?! (О  кровоснабжении матки и вовсе все загадочно и нелепо.)
     Попробуйте перечитать приведенные выше два отрывка из трактата по литотерапии, задавая себе подобные вопросы. Если вам станет смешно, значит, у вас есть чувство юмора и здравый смысл. Но среди читателей могут оказаться люди, готовые без размышлений и сомнений последовать даже самым сомнительным советам, испробовать на себе или своих близких любые, даже самые нелепые и подозрительные средства. Эти люди легко поддаются внушению, а печатному слову верят безоговорочно.
     Конечно, бывают случаи, когда отчаявшиеся люди готовы испытывать на себе или тяжело больных близких любые лекарства, обращаться к любым целителям и магам, знахарям и экстрасенсам. Тут, как говорится, медицина бессильна, и ссылки на здравый смысл бесполезны. Утопающий хватается и за соломинку. Очень жаль, что на человеческой беде некоторые люди стараются заработать деньги (и зарабатывают).
     Обратите внимание на этот отрывок из средневековой поэмы Марбода Ренского:

Ведомо всем, что искусству врачей помогают камни
Из человеческих тел изгонять зловредные хвори.
Всяческих благ, кто должно их носит,
Пусть никого не дивит - сомнение здесь неуместно, -
Что в драгоценных камнях волшебная кроется сила:
В травах она ведь есть, а в камнях она только мощнее.


   Сомнение здесь неуместно! - вот и все обоснование. И еще один довод: ведомо всем. Наконец, последнее: в травах целебная сила есть, а в камнях она еще сильнее. В принципе, на тех же основаниях, уместных для средств внушения, рекламы и пропаганды основаны многочисленные полезные советы хиромантов, астрологов, самодеятельных целителей и, к сожалению, некоторых «литотерапевтов».
     Говорить обо всем этом приходится потому, что за последние десятилетия во многих странах Европы и Америки стали чрезвычайно популярны разного рода суеверия и предрассудки, начиная от постукивания по деревяшке и плевков через левое плечо от сглаза (именно - через левое, где средневековые мракобесы предполагали нахождение зловредных бесов) и кончая наукоподобными трактатами с нагромождением непонятных слов и загадочных выражений. Более столетия назад психиатры называли массовые суеверия психическими эпидемиями.
     Так вот, автору не хотелось бы, чтобы данная книга хоть каким-то образом содействовала укреплению и распространению эпидемий безрассудства и предрассудков, массового внушения - будь то в медицине или политике, - столь характерных для современной эпохи кризиса технической цивилизации, экологических катастроф и упадка духовного потенциала общества.
     Все сказанное выше вовсе не противоречит существованию «магии камня». Напротив, именно вера в магические свойства камней (впрочем, любых талисманов и амулетов, включая фотокарточки и портреты) может оказать и благотворное, и пагубное влияние на психику человека, а через нее - на его физическое состояние. Именно психические заболевания отдельных личностей или массовые психические эпидемии доказывают, какую большую роль в нашей жизни играет духовный фактор. Вот почему следует заботиться не только о физическом, но и о психическом здоровье.
     Нет никаких разумных оснований уповать на целительную силу камня. В некоторых случаях они действительно могут принести пользу, но в других могут и навредить. Поэтому лучше всего соблюдать осторожность. С другой стороны, если вам нравится камень, если он привлекателен для вашего взгляда, приятен на ощупь, вызывает положительные эмоции, хорошие воспоминания, значит, это - ваш камень, вне зависимости от того, что о нем кто-то говорит или пишет. И - наоборот.
     «Считается, что зеленый авантюрин делает ясным разум, уравновешивает эмоции, очищает ауру. Помогает подавить тревогу и страх, создает положительное отношение к жизни. Кроме того, он улучшает состав крови и способствует развитию мышечной ткани. Человек обретает веру в себя, становится независимым. Ношение авантюрина любого цвета помогает при заболеваниях кожи: различных сыпях, экземе, нейродермите, облысении».
     Если вы безоговорочно поверили всему, что здесь сказано, то никакой на свете камень не сделает ваш разум ясным, не уравновесит ваши эмоции и не произведет химчистку ауры. Трудно сказать, как повлияет ношение такого камня на состав вашей крови и количество мышечной и жировой ткани, а также состояние кожного и волосяного покрова, но уж наверняка вам не обрести при такой бездумной вере в чужое мнение независимость характера. На камень надейся, а сам не плошай!

- - - - - - -
* Источник: Баландин Р.К. Энциклопедия драгоценных камней и минералов («Литотерапия», с. 283-289) // М.: Вече, 2000, - 400 с.
-~-~-~-~-~*~*~*~-~-~-~-~-

См. также:
О магических и целебных свойствах минералов >>
Пиитическая литотерапия >> 


К содержанию раздела

© mindraw.web.ru, 2006-2021. При цитировании гиперссылка на сайт  http://mindraw.web.ru/ обязательна

На Главную   Rambler's Top100