© В. Слётов
Минеральные
пигменты в иконописной традиции. Дополнительные сведения
===
Синтетические пигменты, традиционно
использовавшиеся в иконописи ===
"Ярь-медянка", - синтетическая минеральная краска,
имеющая в зависимости от способа её приготовления
различный состав и свойства.
1) Основная уксусномедная соль
состава Сu (СН3 , СОО)2
×Сu (ОН)2
×5Н2О
- кристаллы синего цвета, так называемая "французская
ярь", син.: "голубая медянка".
2) Двухосновная, или обыкновенная
ярь-медянка - уксусно-медная соль состава: Сu (СН3
, СОО)2 ×Сu (ОН)2
Представляет собой
кристаллы сине-зелёного цвета, дающие ярко-зелёную медную
краску. Иногда называется также "немецкая ярь".
Получается аналогично французской на медных листах,
переложенных фланелью, которая предварительно
пропитывается уксусом. Когда фланель подсыхает, листы
разбирают, снова пропитывают фланель уксусом и снова
собирают листы.
3) "Венецианская ярь", - прозрачная
яркая краска сочного тёмно-зеленого цвета, представляет
собой наилучший сорт ярь-медянки,
а именно: кристаллическую рафинированную нейтральную
ярь-медянку состава Сu (СН2
, СОО) ×Н2О,
называемую также дистиллированной ярью; получается
посредством растворения основной ярь-медянки в уксусной
кислоте и последующей кристаллизации. Внешне имеет вид
столбчатых прозрачных кристаллов сочного тёмно-зелёного
цвета, собранных в гроздьевидные или в
радиально-лучистые группы и пронизанных маленькими
блестящими плоскостями кристаллической спайности.
Микрохимические анализы красочного
слоя древнерусских стенописей XVI-XVII вв. показали, что
ярь применялась во многих росписях. До XVI в. медную
ярь использовали в основном в книжной миниатюре и
иконописи. В XVII в. ее стали применять в настенной
живописи по сухой известковой поверхности на желтковой
эмульсии. Ярь-медянкой обычно писали по сухой
штукатурке;
в качестве связующего вещества употребляли нефть.
Отнесение ярь-медянки к краскам довольно условно, так
как сама по себе она хорошо растворима в воде и
совершенно прозрачна. Но в смеси со свинцовыми белилами
и некоторыми другими кроющими красками даёт прочные и
светоустойчивые покрытия. В кристаллическом виде она
имеет цвет, существенно отличный от того, который даёт в
красочном слое после его высыхания, поэтому работа с
ярью требует определённого опыта и сноровки. Лучшее её
использование - в качестве лессировочной.
Все ярь-медянки сильно ядовиты и
требуют крайней осторожности прежде всего при их
изготовлении, а также на всех этапах приготовления и
работы с содержащими их красками.
Сурик свинцовый - распространённый искусственный
пигмент, твёрдое и химически стойкое вещество.
Химический состав - оксид свинца Pb3O4
, имеет насыщенный
красно-оранжевый цвет и высокую плотность. Производится
на химических заводах путем распыления раскалённого
металлического свинца в воздухе или кислороде и быстрого
охлаждения полученного продукта. Либо нагреванием и
окислением расплавленного свинца в кислороде;
полученные оксиды в дальнейшем перемалывают в порошок в
спец. мельницах. Стоит уточнить, что существует и
природный минерал "Сурик" того же состава и свойств. Но
он встречается редко
и в ничтожно малых количествах, поэтому говорить о его
практическом применении не приходится.
Крон свинцовый - редко и
ограниченно использовавшийся в старину жёлтый до
оранжево-жёлтого пигмент
состава PbCrO4.
Глёт свинцовый -
тетрагональная модификация окиси свинца α-PbO,
оранжево-жёлтого до оранжево-красного
цвета. Термодинамически устойчив при комнатной
и более низкой температуре. Как пигмент непрочен во всех
отношениях и относительно ядовит. В природе встречаются, но в малых количествах, обе
формы: a-PbO - минерал глёт, b-PbO - минерал массикот. Если мелкий порошок a-PbO
прокалить при 500°C в токе воздуха, то образуется высокотемпературная
красная модификация a-Pb3О4. Ниже температуры 90°C a-Pb3О4 переходит в
b-форму этого оксида.
Массикот (син: "Охра
свинцовая") - довольно красивый пигмент жёлтого
цвета, использовавшийся со времён эллинизма до
конца XVIII в. Старыми мастерами широко применялся гл.образом для фактурных
подмалевок. Ромбическая модификация окиси свинца β-PbO,
термодинамически устойчивая при высоких температурах,
при комнатной температуре метастабилен. Температура
полиморфного перехода β-PbO в α-PbO - 489° С, но
превращение происходит медленно и постепенно, поэтому жёлтый
массикот может длительно существовать при комнатной
температуре. Чернеет от сероводорода. Ядовит и не
очень устойчив. Как и свинцовый сурик встречается в природе
в виде минерала, но в малых количествах. Месторождения,
в которых этот минерал находили в достаточных для
использования на краску количествах, в средние века
разрабатывались в Центр. Европе, гл. образом на
территории Германии. Уже к началу XX в. они были
исчерпаны, и на сегодняшний день массикот если и
используется, то только в виде синтетического продукта.
Получается искусственно путём осторожного отжига
церуссита (свинцовых белил) в специальном режиме;
карбонат или гидрокарбонат свинца при нагревании на воздухе
окисляется с образованием вначале оксида свинца (массикота)
в виде бледно-желтого порошка, а
затем при дальнейшем повышении температуры выше точки
красного каления - с образованием сплавленного оксида в
виде оранжево-желтого или
красноватого порошка типа окалины. Термин "свинцовый глёт"
чаще относится к обоим продуктам, но правильнее применять
его при обозначении α-PbO.
Оба эти вещества получаются
также как побочные продукты при экстракции серебра из
некоторых соединений свинца, содержащих серебро.
Свинцовые белила (синтетический
водносодержащий аналог минерала
церуссит [PbCO3]
) представляют собой основную углесвинцовую соль
2PbCO2
× Pb(OH)2
и отличаются своим чисто белым цветом при
хорошей (хотя и меньшей, чем у титановых), кроющей
способностью. Смеси свинцовых белил с
минералом баритом ("тяжёлым
шпатом", BaSO4) при 50
% содержания последнего называются в торговых
фирмах "венецианские
белила", при содержании 66 % - "гамбургские", и при 75 %
- "голландские" белила. От
содержания в белилах барита существенно зависит их
кроющая способность; чем больше его подмешано, тем она
ниже.
Свинцовые белила относятся к наиболее древним
искусственным пигментам и до конца XVIII века были
единственной, если
не считать природного церуссита, белой краской,
употребляемой в станковой живописи. Обладают
выраженной кристалличностью и при этом
значительной укрывистостью, но
несколько желтоваты в тоне. Обладая многими ценными
свойствами, они не терпят смеси со многими красками:
недопустимо смешивать их с минералами, содержащими серу
(аурипигмент, киноварь, реальгар); с тёмной и коричневой
охрой, с марсом коричневым (тёмным и светлым) часто наблюдается высветление тона.
Вступают в нежелательные взаимодействия и со многими
синтетическими красителями (напр. в смеси с кобальтом синим и
фиолетовым, с краплаком красным, с ультрамарином со
временем происходит
потемнение тона, а с кобальтом фиолетовым и некоторыми
другими красками - высветление).
Крупный
недостаток свинцовых белил заключается в том, что они
легко чернеют под влиянием содержащегося в воздухе,
особенно в загрязнённых выхлопными газами городах, сернистого
водорода, с образованием сернистого свинца. Плотная
оболочка из яичного желтка, обволакивающая частицы пигментов в
красочных слоях иконы, почти полностью защищает их от
подобных внешних воздействий (при условии, что изограф работал с
соблюдением всех правил и что красочный слой не имеет
механичесих повреждений).
Свинцовые белила приготовляются по четырём различным
способам: голландскому, немецкому, английскому и
французскому; из них первый и второй требуют особой осторожности в
работе, так как по ходу реакций образуются сильнотоксичные
растворимые в воде промежуточные соединения свинца. От их
присутствия избавляются тщательной промывкой конечного
продукта.
В общих чертах голландский способ приготовления белил (наиболее
старый и издревле практиковавшийся на Руси) состоит в
следующем. Тонкие свинцовые листы, свёрнутые в спираль,
помещаются в глиняные, покрытые внутри глазурью горшки, на дно
которых налито немного уксусной кислоты. Горшки закрываются
свинцовыми пластинками, укладываются в несколько этажей
один на другом и закапываются в лошадиный навоз. Медленный
процесс гниения навоза во-первых поддерживает постоянную
и оптимально необходимую для протекания реакции
температуру, и во-вторых выделяет углекислоту, которая
совместно с уксусной обусловливает
переход металлического свинца в основную углекислую соль,
вследствие чего на поверхности свинца образуется более
или менее толстая белая корка, иногда с видимой
кристалличностью. Она счищается, высушивается,
измельчается, отмучивается, и обязательно тщательно промывается.
Титановые белила (диоксид титана, TiO2)
- твёрдое, бесцветное под микроскопом кристаллическое
вещество. Очень качественный
белый пигмент, если он хорошо очищен. TiО2
практически не поглощает никакого падающего света в
видимой области спектра. Как и в свинцовых белилах, свет
проходит через кристаллические частицы, преломляется
ими или отражается на их поверхностях.
Диоксид титана
- стабильное (самый
стабильный из всех известных белых пигментов), нелетучее,
нерастворимое в кислотах, щелочах и растворах при
нормальных условиях вещество. Диоксид титана отличается высокой
реакционной устойчивостью к различным соединениям, в том
числе и к токсичным, содержащимся в воздушной среде. Из-за своей
инертности диоксид титана абсолютно нетоксичен и
считается вполне безопасным веществом, он может контактировать даже с
продуктами в упаковке.
В
живописи титановые белила стали использоваться с 1912 г.
в Норвегии и США. Сами по себе они очень прочны,
представляют собой тонкий, довольно лёгкий порошок, намного более
укрывисты, чем свинцовые и химически устойчивы в смесях
с большинством из минералов. На льняном масле не связываются, так как в
этом случае темнеют и плохо сохнут. В смеси со многими
синтетическими красками (со всеми кадмиями, с кроном желтым, берлинской
лазурью, ультрамарином, кобальтами и др.) -
обесцвечиваются, а краски на титановых белилах, покрытые масляными
копаловыми лаками - темнеют. Недостатком
титановых белил в иконописи считается их большая
плотность и непрозрачность даже в тонком слое (по
сравнению со свинцовыми они несколько "глухие"), а также
умеренный тёплый тон. Оба этих недостатка можно свести к минимуму
перетиранием титановых белил на куранте с добавлением
кварца, барита или мрамора. Нехитрый приём улучшения
качеств титановых белил добавлением к ним кварца был описан выше (<см.).
Сурьмяные белила - один из лучших, а во многих отношениях
наиболее качественный и подходящий в иконописи белый пигмент.
По составу - трехокись сурьмы Sb2O3
(antimony trioxide). Иностр. синонимы: antimony white (en.),
algarotti white, timonox (white star), bianco di antimonio (ital.).
Сурьмяные белила представляют собой синтетический
чисто-белый однородный скрытокристаллический
порошок. Приготавливается он
отжигом минерала антимонит ( Sb2S3,
сернистая сурьма чёрного цвета) или (реже) осаждением хлористой сурьмы содой.
Как никакие другие белила они устойчивы к любым внешним воздействиям и долговечны, инертны в
любых смесях и не вступают ни в какие нежелательные реакции
с другими пигментами. Имеют хорошую текстуру и приятный матовый оттенок.
Легко разводятся на желтковой эмульсии. Применяются как в личном письме, так
и для лессировок. Кроме того огнеупорны, благодаря чему применяются даже в
эмали/финифти. Как жаростойкий компонент трехокись сурьмы используется в
производстве огнеупорных красок и тканей, а отечественная краска
"Сурьмин", основу которой составляет трехокись сурьмы, применяется для
окраски подводной части надпалубных построек кораблей. Трехокись сурьмы
применяется также при производстве пластмасс,
полимерных композиций, в стекольном, кожевенном и текстильном производствах
в качестве добавок, придающих изделиям и конструкциям
огнестойкие свойства. Цвет сурьмяных белил может потерять
насыщенность только при контакте с парами серы. Они
в незначительной мере, но увеличивают время высыхания покрывного слоя
олифы.
Оттенок сурьмяных белил от разных производителей
неодинаков; он варьирует от абсолютно чисто-белого до белого с сероватым
оттенком вплоть до серовато-белого. Причин тому две: 1). характер
кристалличности порошка на микроскопическом уровне (по одной технологии
кристаллы получаются октаэдрическими, как у алмаза, по другой -
призматическими или игольчатыми. 2). технология и качество очистки после
приготовления ( если с серым оттенком, то содержат не до конца удалённую
примесь сернистой сурьмы Sb2S3
).
Сурьмяные белила, как и служащий для их изготовления
антимонит, известны и упоминаются со времён глубокой древности. И то и
другое использовалось в Древнем Мире, в т.ч. в косметике ("насурьмянить
брови" - почернить порошком из антимонита, а "насурьмянить щёки" - присыпать
белой пудрой из трехокиси сурьмы Sb2S3
).
Сурьмяные
белила не раз были предметом обсуждения в контексте проблемы поиска замены
свинцовым белилам; так Осборн (1845г.) пишет: «...белила получают из сурьмы
и из цинка. Они имеют красивый цвет и отличаются стойкостью». Британская
компания «Куксон Лид и Антимонии Ко» производила в 1920-х гг. белый пигмент,
основным составляющим которого был оксид сурьмы, под названием «Тимонокс».
По стандартам, выработанным в 1952г., пигмент «должен был содержать не менее
99% сурьмы в виде оксида Sb2O3
после тепловой обработки при t = 98° С. Но как ни хороши сурьмяные белила, а
на практике они используются редко, т.к. про них мало кто знает и не всегда
есть возможность их приобрести.
=== Про яичный желток ===
Как уже упоминалось, в качестве связующего в иконописи
издревле использовался яичный желток (иногда также
камеди и животные клеи). Желток куриного яйца -
уникальная по своим свойствам природная субстанция,
представляющая собой эмульсию, стойкую к расщеплению. Он
содержит 20-25% яичного масла, 15-16% вителлина и
альбумина, 7-9% лецитина и около 50% воды. Яичное масло
относится к полувысыхающим маслам. Оно состоит в
основном из олеиновой кислоты и небольшого количества
пальмитиновой и стеариновой кислот. Имеет насыщенный
жёлтый цвет, густую консистенцию, легко делается
прогорклым. Высыхает медленно, в течение нескольких
месяцев. Высыхание, а точнее сказать - отвердение
яичного масла происходит в результате процессов
окисления и полимеризации. После отвердения масла
краски, творёные на желтке, не размываемы водой, надёжно
защищены от атмосферных воздействий и очень долговечны.
Содержащиеся в желтке альбумин и вителлин - сильные
эмульгаторы масел. Поэтому желток не расслаивается и
способен дополнительно эмульгировать растительные масла
в полтора раза больше собственного объема. Это свойство
используется для получения красок на жирных эмульсиях.
Лецитин - жирное гигроскопическое вещество воскообразной
консистенции, оно замедляет высыхание (отвердение)
яичного и других масел.
Для приготовления красок желток
разбавляется водой или слабыми органическими кислотами в
соотношении 1:1 - 1:2. Русские
художники с этой целью применяли обычно хлебный квас. В
Италии для этого чаще использовали слабые растворы
виноградного уксуса, сок фигового дерева, молодое
разбавленное вино, а в Германии - разбавленное водой
пиво. В России в качестве консерванта иногда добавляли
поваренную соль, а в ярь-медянку - небольшое количество
мёда. Помимо желтка в иконописи как связующее иногда
использовали камедь - растворимую в воде смолу акации
(гуммиарабик) и некоторых фруктовых деревьев (сливы,
вишни, алычи).
При приготовлении яичной темперы берётся свежее куриное
яйцо (желательно чтобы деревенское, а не инкубаторское)
и тщательно отделяется желток от белка, так как даже
малое количество последнего может стать помехой в работе
(белок будет висеть на кисти и мешать нанесению тонких
линий). Яйцо аккуратно разбивают с тупого конца и делают
в скорлупе ровное отверстие, из которого выпускается белок. Затем извлекается
желток, остатки белка аккуратно удаляются с его поверхности так
чтобы не повредить плёнку. Желток выкатывается на ладонь
одной руки, второй зачерпывается кипячёная вода и он аккуратно
промывается пальцем. Затем желток переваливают с руки
на руку так, чтобы остатки белка остались на ладонях и
желток от него совершенно очистился. Прорвав на желтке
плёнку, его сливают в тигель или баночку, плёнку выбрасывают
или съедают, добавляют 2 капли
уксуса и хорошо разбалтывают.
Приготовленная таким образом
жидкость и является растворителем для сухих минеральных
пигментов, применяемых в иконописи. Яичный
желток служит связующим веществом краски, а уксус
нейтрализует излишнюю жирность желтка и придаёт бОльшую
сочность пигментам. Одинаково плохо, если растворитель
получится слишком жирным или слишком жидким; жирная
краска ложится грубо и может потрескаться, а жидкая
белеет и малопригодна для техники плави.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
•
"Минеральные пигменты в иконописной традиции", к
началу статьи
→
>>>
• "Минеральные
пигменты в иконописной традиции".
Минералы →
>>>
•
Свет, цвет и обратная перспектива в иконе