Сайт Проекта  

"Рисуя Минералы..."

 

 

© В. Слётов

Минеральные пигменты в иконописной традиции. Дополнительные сведения

 

                                      === Синтетические пигменты, традиционно использовавшиеся в иконописи ===

     "Ярь-медянка", - синтетическая минеральная краска, имеющая в зависимости от способа её приготовления различный состав и свойства.
     1) Основная уксусномедная соль состава Сu (СН
3 , СОО)2 ×Сu (ОН)2 ×5Н2О - кристаллы синего цвета, так называемая "французская ярь", син.: "голубая медянка".
     2) Двухосновная, или обыкновенная ярь-медянка - уксусно-медная соль состава: Сu (СН
3 , СОО)2 ×Сu (ОН)2  Представляет собой
кристаллы сине-зелёного цвета, дающие ярко-зелёную медную краску. Иногда называется также "немецкая ярь". Получается аналогично французской на медных листах, переложенных фланелью, которая предварительно пропитывается уксусом. Когда фланель подсыхает, листы разбирают, снова пропитывают фланель уксусом и снова собирают листы.
     3) "Венецианская ярь", - прозрачная яркая краска сочного тёмно-зеленого цвета, представляет собой наилучший сорт ярь-медянки,
а именно: кристаллическую рафинированную нейтральную ярь-медянку состава Сu (СН
2 , СОО) ×Н2О, называемую также дистиллированной ярью; получается посредством растворения основной ярь-медянки в уксусной кислоте и последующей кристаллизации. Внешне имеет вид столбчатых прозрачных кристаллов сочного тёмно-зелёного цвета, собранных в гроздьевидные или в радиально-лучистые группы и пронизанных маленькими блестящими плоскостями кристаллической спайности.
     Микрохимические анализы красочного слоя древнерусских стенописей XVI-XVII вв. показали, что ярь применялась во многих росписях.  До XVI в. медную ярь использовали в основном в книжной миниатюре и иконописи. В XVII в. ее стали применять в настенной живописи по сухой известковой поверхности на желтковой эмульсии. Ярь-медянкой обычно писали по сухой штукатурке;
в качестве связующего вещества употребляли нефть. Отнесение ярь-медянки к краскам довольно условно, так как сама по себе она хорошо растворима в воде и совершенно прозрачна. Но в смеси со свинцовыми белилами и некоторыми другими кроющими красками даёт прочные и светоустойчивые покрытия. В кристаллическом виде она имеет цвет, существенно отличный от того, который даёт в красочном слое после его высыхания, поэтому работа с ярью требует определённого опыта и сноровки. Лучшее её использование - в качестве лессировочной.
     Все ярь-медянки сильно ядовиты и требуют крайней осторожности прежде всего при их изготовлении, а также на всех этапах приготовления и работы с содержащими их красками.

      Сурик свинцовый - распространённый искусственный пигмент, твёрдое и химически стойкое вещество. Химический состав - оксид свинца Pb3O4 , имеет насыщенный красно-оранжевый цвет и высокую плотность. Производится на химических заводах путем распыления раскалённого металлического свинца в воздухе или кислороде и быстрого охлаждения полученного продукта. Либо нагреванием и окислением расплавленного свинца в кислороде; полученные оксиды в дальнейшем перемалывают в порошок в спец. мельницах. Стоит уточнить, что существует и природный минерал "Сурик" того же состава и свойств. Но он встречается редко
и в ничтожно малых количествах, поэтому говорить о его практическом применении не приходится.
     Крон свинцовый - редко и ограниченно использовавшийся в старину жёлтый до оранжево-жёлтого пигмент состава PbCrO
4.
     Глёт свинцовый - тетрагональная модификация окиси свинца α-PbO, оранжево-жёлтого до оранжево-красного цвета. Термодинамически устойчив при комнатной и более низкой температуре. Как пигмент непрочен во всех отношениях и относительно ядовит. В природе встречаются, но в малых количествах, обе формы: a-PbO - минерал глёт, b-PbO - минерал массикот. Если мелкий порошок a-PbO прокалить при 500°C в токе воздуха, то образуется высокотемпературная красная модификация a-Pb3О4. Ниже температуры 90°C a-Pb3О4 переходит в b-форму этого оксида.
     Массикот (син: "Охра свинцовая") - довольно красивый пигмент жёлтого цвета, использовавшийся со времён эллинизма до конца XVIII в. Старыми мастерами широко применялся гл.образом для фактурных подмалевок. Ромбическая модификация окиси свинца β-PbO, термодинамически устойчивая при высоких температурах, при комнатной температуре метастабилен. Температура полиморфного перехода β-PbO в α-PbO  - 489° С, но превращение происходит медленно и постепенно, поэтому жёлтый массикот может длительно существовать при комнатной температуре. Чернеет от сероводорода.  Ядовит и не очень устойчив. Как и свинцовый сурик встречается в природе в виде минерала, но в малых количествах. Месторождения, в которых этот минерал находили в достаточных для использования на краску количествах, в средние века разрабатывались в Центр. Европе, гл. образом на территории Германии. Уже к началу XX в. они были исчерпаны, и на сегодняшний день массикот если и используется, то только в виде синтетического продукта. Получается искусственно путём осторожного отжига церуссита (свинцовых белил) в специальном режиме; карбонат или гидрокарбонат свинца при нагревании на воздухе окисляется с образованием вначале оксида свинца (массикота) в виде бледно-желтого порошка, а затем при дальнейшем повышении температуры выше точки красного каления - с образованием сплавленного оксида в виде оранжево-желтого или красноватого порошка типа окалины. Термин "свинцовый глёт" чаще относится к обоим продуктам, но правильнее применять его при обозначении α-PbO. Оба эти вещества получаются также как побочные продукты при экстракции серебра из некоторых соединений свинца, содержащих серебро.

     Свинцовые белила (синтетический водносодержащий аналог минерала церуссит [PbCO3] ) представляют собой основную углесвинцовую соль 2PbCO2 × Pb(OH)2  и отличаются своим чисто белым цветом при хорошей (хотя и меньшей, чем у титановых), кроющей способностью. Смеси свинцовых белил с минералом баритом ("тяжёлым шпатом", BaSO4) при 50 % содержания последнего называются в торговых фирмах "венецианские белила", при содержании 66 % - "гамбургские", и при 75 % - "голландские" белила. От содержания в белилах барита существенно зависит их кроющая способность; чем больше его подмешано, тем она ниже.
     Свинцовые белила относятся к наиболее древним искусственным пигментам и до конца XVIII века были единственной, если
не считать природного церуссита, белой краской, употребляемой в станковой живописи. Обладают выраженной кристалличностью и при этом значительной укрывистостью, но несколько желтоваты в тоне. Обладая многими ценными свойствами, они не терпят смеси со многими красками: недопустимо смешивать их с минералами, содержащими серу (аурипигмент, киноварь, реальгар); с тёмной и коричневой охрой, с марсом коричневым (тёмным и светлым) часто наблюдается высветление тона. Вступают в нежелательные взаимодействия и со многими синтетическими красителями (напр. в смеси с кобальтом синим и фиолетовым, с краплаком красным, с ультрамарином со временем происходит потемнение тона, а с кобальтом фиолетовым и некоторыми другими красками - высветление).
     Крупный недостаток свинцовых белил заключается в том, что они легко чернеют под влиянием содержащегося в воздухе, особенно в загрязнённых выхлопными газами городах, сернистого водорода, с образованием сернистого свинца. Плотная оболочка из яичного желтка, обволакивающая частицы пигментов в красочных слоях иконы, почти полностью защищает их от подобных внешних воздействий (при условии, что изограф работал с соблюдением всех правил и что красочный слой не имеет механичесих повреждений).
     Свинцовые белила приготовляются по четырём различным способам: голландскому, немецкому, английскому и французскому; из них первый и второй требуют особой осторожности в работе, так как по ходу реакций образуются сильнотоксичные растворимые в воде промежуточные соединения свинца. От их присутствия избавляются тщательной промывкой конечного продукта.
      В общих чертах голландский способ приготовления белил (наиболее старый и издревле практиковавшийся на Руси) состоит в следующем. Тонкие свинцовые листы, свёрнутые в спираль, помещаются в глиняные, покрытые внутри глазурью горшки, на дно которых налито немного уксусной кислоты. Горшки закрываются свинцовыми пластинками, укладываются в несколько этажей один на другом и закапываются в лошадиный навоз. Медленный процесс гниения навоза во-первых поддерживает постоянную и оптимально необходимую для протекания реакции температуру, и во-вторых выделяет углекислоту, которая совместно с уксусной обусловливает переход металлического свинца в основную углекислую соль, вследствие чего на поверхности свинца образуется более или менее толстая белая корка, иногда с видимой кристалличностью. Она счищается, высушивается, измельчается, отмучивается, и обязательно тщательно промывается.

     Титановые белила (диоксид титана, TiO2) - твёрдое, бесцветное под микроскопом кристаллическое вещество. Очень качественный
белый пигмент, если он хорошо очищен. TiО2 практически не поглощает никакого падающего света в видимой области спектра. Как и в свинцовых белилах, свет проходит через кристаллические частицы, преломляется ими или отражается на их поверхностях.
     Диоксид титана - стабильное (самый стабильный из всех известных белых пигментов), нелетучее, нерастворимое в кислотах, щелочах и растворах при нормальных условиях вещество. Диоксид титана отличается высокой реакционной устойчивостью к различным соединениям, в том числе и к токсичным, содержащимся в воздушной среде. Из-за своей инертности диоксид титана абсолютно нетоксичен и считается вполне безопасным веществом, он может контактировать даже с продуктами в упаковке.
     В живописи титановые белила стали использоваться с 1912 г. в Норвегии и США. Сами по себе они очень прочны, представляют собой тонкий, довольно лёгкий порошок, намного более укрывисты, чем свинцовые и химически устойчивы в смесях с большинством из минералов. На льняном масле не связываются, так как в этом случае темнеют и плохо сохнут. В смеси со многими синтетическими красками (со всеми кадмиями, с кроном желтым, берлинской лазурью, ультрамарином, кобальтами и др.) - обесцвечиваются, а краски на титановых белилах, покрытые масляными копаловыми лаками - темнеют. Недостатком титановых белил в иконописи считается их большая плотность и непрозрачность даже в тонком слое (по сравнению со свинцовыми они несколько "глухие"), а также умеренный тёплый тон. Оба этих недостатка можно свести к минимуму перетиранием титановых белил на куранте с добавлением кварца, барита или мрамора. Нехитрый приём улучшения качеств титановых белил добавлением к ним кварца был описан выше (<см.).

     Сурьмяные белила - один из лучших, а во многих отношениях наиболее качественный и подходящий в иконописи белый пигмент. По составу - трехокись сурьмы Sb2O3 (antimony trioxide). Иностр. синонимы: antimony white (en.), algarotti white, timonox (white star), bianco di antimonio (ital.). Сурьмяные белила представляют собой синтетический чисто-белый однородный скрытокристаллический порошок. Приготавливается он отжигом минерала антимонит ( Sb2S3, сернистая сурьма чёрного цвета) или (реже) осаждением хлористой сурьмы содой. Как никакие другие белила они устойчивы к любым внешним воздействиям и долговечны, инертны в любых смесях и не вступают ни в какие нежелательные реакции с другими пигментами. Имеют хорошую текстуру и приятный матовый оттенок. Легко разводятся на желтковой эмульсии. Применяются как в личном письме, так и для лессировок. Кроме того огнеупорны, благодаря чему применяются даже в эмали/финифти. Как жаростойкий компонент трехокись сурьмы используется в производстве огнеупорных красок и тканей, а отечественная краска "Сурьмин", основу которой составляет трехокись сурьмы, применяется для окраски подводной части надпалубных построек кораблей. Трехокись сурьмы применяется также при производстве пластмасс, полимерных композиций, в стекольном, кожевенном и текстильном производствах в качестве добавок, придающих изделиям и конструкциям огнестойкие свойства. Цвет сурьмяных белил может потерять насыщенность только при контакте с парами серы. Они в незначительной мере, но увеличивают время высыхания покрывного слоя олифы.
     Оттенок сурьмяных белил от разных производителей неодинаков; он варьирует от абсолютно чисто-белого до белого с сероватым оттенком вплоть до серовато-белого. Причин тому две: 1). характер кристалличности порошка на микроскопическом уровне (по одной технологии кристаллы получаются октаэдрическими, как у алмаза, по другой - призматическими или игольчатыми. 2). технология и качество очистки после приготовления ( если с серым оттенком, то содержат не до конца удалённую примесь сернистой сурьмы Sb2S3 ).
     Сурьмяные белила, как и служащий для их изготовления антимонит, известны и упоминаются со времён глубокой древности. И то и другое использовалось в Древнем Мире, в т.ч. в косметике ("насурьмянить брови" - почернить порошком из антимонита, а "насурьмянить щёки" - присыпать белой пудрой из трехокиси сурьмы Sb2S3 ).
     Сурьмяные белила не раз были предметом обсуждения в контексте проблемы поиска замены свинцовым белилам; так Осборн (1845г.) пишет: «...белила получают из сурьмы и из цинка. Они имеют красивый цвет и отличаются стойкостью». Британская компания «Куксон Лид и Антимонии Ко» производила в 1920-х гг. белый пигмент, основным составляющим которого был оксид сурьмы, под названием «Тимонокс». По стандартам, выработанным в 1952г., пигмент «должен был содержать не менее 99% сурьмы в виде оксида Sb2O3 после тепловой обработки при t = 98° С. Но как ни хороши сурьмяные белила, а на практике они используются редко, т.к. про них мало кто знает и не всегда есть возможность их приобрести.
 

                                                                                 === Про яичный желток ===

     Как уже упоминалось, в качестве связующего в иконописи издревле использовался яичный желток (иногда также камеди и животные клеи).  Желток куриного яйца - уникальная по своим свойствам природная субстанция, представляющая собой эмульсию, стойкую к расщеплению. Он содержит 20-25% яичного масла, 15-16% вителлина и альбумина, 7-9% лецитина и около 50% воды. Яичное масло относится к полувысыхающим маслам. Оно состоит в основном из олеиновой кислоты и небольшого количества пальмитиновой и стеариновой кислот. Имеет насыщенный жёлтый цвет, густую консистенцию, легко делается прогорклым. Высыхает медленно, в течение нескольких месяцев. Высыхание, а точнее сказать - отвердение яичного масла происходит в результате процессов окисления и полимеризации. После отвердения масла краски, творёные на желтке, не размываемы водой, надёжно защищены от атмосферных воздействий и очень долговечны. Содержащиеся в желтке альбумин и вителлин - сильные эмульгаторы масел. Поэтому желток не расслаивается и способен дополнительно эмульгировать растительные масла в полтора раза больше собственного объема. Это свойство используется для получения красок на жирных эмульсиях.  Лецитин - жирное гигроскопическое вещество воскообразной консистенции, оно замедляет высыхание (отвердение) яичного и других масел.
     Для приготовления красок желток разбавляется водой или слабыми органическими кислотами в соотношении 1:1 - 1:2.  Русские
художники с этой целью применяли обычно хлебный квас. В Италии для этого чаще использовали слабые растворы виноградного уксуса, сок фигового дерева, молодое разбавленное вино, а в Германии - разбавленное водой пиво. В России в качестве консерванта иногда добавляли поваренную соль, а в ярь-медянку - небольшое количество мёда. Помимо желтка в иконописи как связующее иногда использовали камедь - растворимую в воде смолу акации (гуммиарабик) и некоторых фруктовых деревьев (сливы, вишни, алычи).
При приготовлении яичной темперы берётся свежее куриное яйцо (желательно чтобы деревенское, а не инкубаторское) и тщательно отделяется желток от белка, так как даже малое количество последнего может стать помехой в работе (белок будет висеть на кисти и мешать нанесению тонких линий). Яйцо аккуратно разбивают с тупого конца и делают в скорлупе ровное отверстие, из которого выпускается белок. Затем извлекается желток, остатки белка аккуратно удаляются с его поверхности так чтобы не повредить плёнку. Желток выкатывается на ладонь одной руки, второй зачерпывается кипячёная вода и он аккуратно промывается пальцем. Затем желток переваливают с руки на руку так, чтобы остатки белка остались на ладонях и желток от него совершенно очистился. Прорвав на желтке плёнку, его сливают в тигель или баночку, плёнку выбрасывают или съедают, добавляют 2 капли уксуса и хорошо разбалтывают.
     Приготовленная таким образом жидкость и является растворителем для сухих минеральных пигментов, применяемых в иконописи. Яичный желток служит связующим веществом краски, а уксус нейтрализует излишнюю жирность желтка и придаёт бОльшую сочность пигментам. Одинаково плохо, если растворитель получится слишком жирным или слишком жидким; жирная краска ложится грубо и может потрескаться, а жидкая белеет и малопригодна для техники плави.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
• 
"Минеральные пигменты в иконописной традиции", к началу статьи >>>
• "Минеральные пигменты в иконописной традиции". Минералы   >>>
 Свет, цвет и обратная перспектива в иконе

К содержанию раздела

Материал приводится в рамках  Проекта "Рисуя Минералы..."  и предназначен только для индивидуального прочтения.
Копирование запрещено! При цитировании прямая гиперссылка на сайт http://mindraw.web.ru обязательна

На Главную