В православном благочестии видное
место занимает почитание св. икон с изображениями Господа Иисуса Христа,
Пресв. Богородицы, ангелов и святых (сюда же относятся и св. крест и св.
евангелие). Православные храмы внутри покрыты росписью и обильно украшены
иконами как в так наз. иконостасе (перегородке, отделяющей алтарь от храма),
так и на стенах. Изображения эти обычно делаются на досках или на плоской
поверхности, статуи и вообще скульптурные изображения, в отличие от Запада,
в православии представляют редкое исключение. Канонически почитание икон
основывается на постановлении VII вселенского собора, которое признается
имеющим непререкаемую силу для Церкви. Оно имеет свое основание и в
религиозной психологии, столь глубокое, что икона у православных является
существенной необходимостью для благочестия. В цветущие времена православия,
одинаково как в Византии, так и в России, иконы не только наполняли храмы,
но они помещались и в домах, и на улицах, и площадях, и в публичных местах.
Жилище, в котором нет иконы, для православного производит впечатление
нечистоты и пустоты. При путешествии, при посещении новых мест, православный
имеет икону, пред которой и совершает молитву, так же как он носит и
небольшой крест на груди, впервые возлагаемый при крещении. Икона дает
чувство осязательного присутствия Божия. Это с трудом понимается западным
человеком, даже в католичестве, несмотря на то, что оно и признает
иконопочитание, особенно же в протестантизме, в котором живет традиция
иконоборчества и удерживается одно только изображение креста. Иконопочитание
нередко принимается за идолопоклонство, причем, конечно, не дают себе труда
отчетливо определить, что же под этим разумеется. Икона предполагает для
своего существования изобразимость Бога в человеке, который по сотворению
своему имеет образ Божий (Быт. 1, 26), хотя и затемненный первородным
грехом. Но Господь Иисус Христос, приняв человеческое естество, в Своем
безгрешном человечестве явил истинного человека. Бог остается неизобразим в
премирном бытии Своем, но в откровении Своем человеку Он имеет образ и может
быть описуем. Иначе не имело бы места и самое Его откровение (*1). В
частности являются изобразимы, в силу сказанного, события земной жизни
Господа Иисуса Христа, как они в слове изображаются во св. Евангелии,
которое в этом смысле есть не что иное, как словесная икона Христова.
Картины религиозного содержания, изображающие евангельские события, не
встречают для себя принципиального возражения и в протестантском мире. Они
употребительны здесь - в целях ли научения, воспоминания или же большего
религиозного постижения, - употребительны так же как священные тексты,
украшающие стены храма и представляющие собою также не что иное, как
словесные иконы. Такое воспоминательное значение в православии имеет роспись
(фрески) разного содержания, покрывающие стены храма и в сущности не имеющие
значения иконы. Икона представляет собою не просто священное изображение, но
и нечто большее, чем изображение. По верованию православия, икона есть место
благодатного присутствия, как бы явления Христа (а далее и Богоматери,
святых, вообще тех, кто изображается на иконе), для молитвы Ему. Это явление
Христа в Своем изображении для слышания молитвы Ему не делает самую доску и
краски, которые необходимы для изображения, составляют его материю,
принадлежащими телу Христову. В этом смысле икона совершенно противоположна
Евхаристий, где нет образа Христова, но таинственно Христос присутствует в
веществе Его тела и крови, подавая их для причащения. Православный молится пред иконой Христа, как пред самим
Христом, ему предстоящим в Своей иконе, но сама икона, место этого
присутствия, остается только вещью и отнюдь не становится идолом или
фетишем. Потребность иметь с собою и пред собою икону вытекает из
конкретности религиозного чувства, которое не удовлетворяется одним только
духовным созерцанием, но ищет и непосредственной, осязательной близости, как
это естественно для человека, состоящего из души и тела. Человеку Господь
преподает общение с Собой во вкушении тела и крови Его, т.е. чувственно и
осязательно. И подобное духовно-осязательное же общение мы имеем и во святых
иконах, при всем глубоком отличии иконы от св. Евхаристии. Почитание св.
икон основывается, поэтому, не только на самом содержании изображаемых на
них лиц или событий, но и на вере в это благодатное присутствие, которое
подается Церковию силою освящения иконы. В освящении иконы мы имеем
священнодействие, которым установляется именно связь между первообразом и
образом, изображаемым и изображением. Через освящение в иконе Христа
происходит таинственная встреча молящегося со Христом. И это же имеет силу и
относительно иконы Богоматери и святых, которые в своих иконах как бы
продолжают свою жизнь на земле в своих явлениях (аналогичный же смысл имеет
и почитание св. мощей). Силою этого благодатного присутствия чрез икону
может подаваться помощь, как бы от самих изображенных на ней, и, в этом
смысле, принципиально, всякая получившая свою силу, т.е. освященная, икона
является чудотворной. Однако чудотворными, в собственном смысле, почитаются
иконы, так или иначе явившие себя чудотворением и с особенной доступностью и
ощутительностью являющие свою силу. Особенно значительно количество
почитаемых, как чудотворные, икон Божией Матери. По верованию Церкви, пресв.
Матерь Божия, которой усыновлен в лице ап. Иоанна Богослова весь
человеческий род, или вся Церковь, не оставляет мира и в Своем Успении, и
пребывая в небесах, Она вместе с тем живет и жизнью нашего мира, болеет его
болезнями и плачет его слезами, предстательствует о нем Своими молитвами.
Потому она являет Себя миру и в чудотворных Своих иконах, которые сохраняют
Ее ощутительный след на земле. (Эта вера в православии является общею с
католичеством).
Иконы имеют своим предметом
изображение Христа, а в связи с Ним даже и Св. Троицы (в частности, в виде
явления трех ангелов Аврааму при дубе Мамврийском), Богоматери, ангелов и
святых. Содержание этих икон не ограничивается простыми изображениями, но
может включать и различные события из жизни Христа (иконы праздников), или
же выражать иногда очень сложные догматические идеи (напр., различные иконы
св. Софии, Премудрости Божией, космические иконы Богоматери и под.). Каково
происхождение подобных икон? Отчасти оно определяется прямыми данными Слова
Божия, частью же богословскими соображениями (и относится в этом смысле к
живописной схоластике), отчасти содержит в себе духовное видение, которое
открывается богозрителю, а вместе и иконописцу (*2).И, как таковое, будучи
принято Церковию чрез икону, оно становится новым откровением, которое
является источником для богословия, - тем самым возникает иконографическое
богословие (как напр., в вопросе о Софии, Премудрости Божией). Вообще, икона
является особым видом церковного предания, в красках и образах, наряду с
устным, письменным, монументальным. Изготовление икон, которым для массового
спроса овладело ремесло, в своих истоках является религиозным творчеством, и
Церковь прославляет некоторых святых именно как иконописцев (во главе этого
ряда предание ставит евангелиста Луку, начертавшего икону Божией Матери).
Таковы величайшие русские мастера иконы, два друга: преподобный Андрей
Рублев и Дионисий, оба монахи. Впрочем, редким исключением является и то,
что оказываются известны их имена, обычно иконы так же безымянны, как и
готические соборы на западе. Разумеется, истинные видения, богословские
созерцания в иконах представляют собой исключения в ряду массового
иконописания, но эти исключения становятся оригиналом для изготовления
копий, иконных "подвижников".
Религиозное созерцание в
иконе дается мастеру облеченным в образы, краски и формы. Это есть
откровение в художественных образах, не отвлеченные идеи, но конкретные
формы. Поэтому в иконописи имеет столь существенное значение символика
красок, ритм линий, связанность композиции. Видения духовного мира
облекаются в художественную форму, в которой приобретает исключительное
значение язык красок (цвета: золотой, серебряный, голубой, синий, зеленый,
пурпуровый и т.д.) и линий, при величайшей экономии художественных средств.
Принципиально в иконе все символично и имеет свое значение: не только
содержание изображаемого, но и форма и краски. В этом ведении и хранении
символики иконы состоит традиция иконописания, ведущая свое происхождение с
незапамятных времен, может быть, еще и из дохристианской древности и Египта
и Эллады, которым наследовала христианская Византия. Таким образом возникает
иконописный канон, который с наибольшей чистотой сохраняется в древних
иконах. В истории иконы
следует отметить особую заслугу русского старообрядчества, которое явило их
миру как недосягаемые вершины художества, способные стать рядом с
величайшими произведениями мирового искусства.(*3). Разумеется, канон этот
имеет лишь общее руководящее значение, и он не только оставляет место для
личного вдохновения и творчества (в известных пределах его нечувствительно
изменяющих), но его даже предполагает. Поэтому не существует такого
абсолютного канона для иконы, который исповедуют старообрядцы. Тем самым они
обрекают иконопись на полную неподвижность и на смерть ее как искусства, из
которого она родилась и которым должна остаться. Напротив, находя основание
в традиции и развивая ее, икона имеет свою собственную жизнь и в современном
искусстве, и это искусство имеет великое и прекрасное будущее. Однако
искусство не рабствует канону, как внешнему закону, но его свободно приемлет
как древнее ведение и внутреннюю правду. Иконопись есть особая отрасль
символического искусства, но она есть не только искусство, но и более чем
искусство, она есть боговидение и боговедение, дающие художественное
свидетельство о себе. Она требует для истинного своего осуществления
соединения в одном лице художника и религиозного созерцателя-богослова. Одно
художество само по себе бессильно создать икону, так же как и одно
богословие. Поэтому творческая иконопись является труднейшим и редчайшим
искусством, как требующая соединения этих обоих, также редких даров. За то и
достижения и откровения иконописи превосходят по силе своей и умозрительное
богословие и внерелигиозное искусство. Иконопись свидетельствует о потустороннем мире и его
образах, она не доказывает, но показывает, не принуждает доводами, но
убеждает и побеждает самоочевидностью. Истинная творческая икона есть
явление Христа, Богоматери, ангелов, святых, рая, здесь на земле. Поэтому в
ней искусству дается вообще самое высшее служение, какое только может
существовать, - возвещать славу Божию. Русская душа и русское искусство таит
в себе новые откровения, новое творчество иконы, которого мы являемся уже
современниками.
Иконопись, как искусство, имеет свои отличительные черты, в общем
определяющиеся ее задачей свидетельствовать о потустороннем мире. Поэтому
оно, прежде всего, чуждо того натурализма и даже просто природного реализма,
который сделался господствующим в западном искусстве ренессанса. Иконопись
не допускает чувственности в изображениях, которые остаются формальны,
абстрактны, схематичны, состоят из одной формы и краски. Она ищет передать
не лицо, но лик. Она чужда импрессионизма, но ближе к декоративности с
четкими формами и определенными красками. Поэтому икона не знает и трех
измерений, не имеет глубины, но довольствуется, вслед за древней египетской
иконописью, плоскостным изображением с обратной перспективой, и уже этим
достигается устранение чувственности и господство формы и краски с их
символикой. Этим вносится в самые художественные ресурсы иконописи строгая и
высокая аскетика, и заранее отрезается путь к чувственности, к плотской
похоти. Иконопись строга, серьезна и может казаться суха, как неизбежно
сынам плоти кажется высокое и чистое искусство.
Художественная родина иконы есть древний Египет (в частности, погребальные
портреты эллинистической эпохи). Византия, наследница и продолжательница
Эллады, является родиной христианской иконописи, здесь она имела несколько
периодов расцвета. Отсюда иконописное искусство перешло в Балканские страны
и Россию, где достигло высшего развития к XV веку в Москве и Новгороде.
Величайшим русским иконописцем является преп. Андрей Рублев и мастер
Дионисий (Москва, XV век). Вопрос о соотношении западного, итальянского и
русского иконописного искусства до сих пор составляет предмет ученых споров.
Влияние запада .неоспоримо проявляется в русской иконописи в эпоху
начинающегося упадка с XVI века и находит для себя в Симоне Ушакове (Москва,
XVII век) даровитого выразителя. В XVIII-XIX вв. влияние западных вкусов на
русское искусство действует понижающим образом, внося в него черты
натурализма и дилетантизма, в утрате собственного стиля, вместе с
ремесленничеством, и только в последнее время вновь пробудилось понимание
природы иконописи как искусства, а с ним пробуждается и сознание подлинных
высоких ее задач, обещающее новый его .расцвет. В иконе искусство становится
в связь с Церковию, служит Церкви, причем эта связь есть не только внешняя,
но внутренняя. Культура и культ раскрываются в том своем единстве, которое
является исходным, изначальным, а вместе и последнею целью истории
человечества.
------------------------------------------ *1 Догматические основания
иконопочитания см. в моей работе: Икона и иконопочитание, 1930.
*2 В западной иконографии характером видений более всего отмечено творчество
Беато Анжелико.
*3 От этого художественного канона, который содержится в самих памятниках
иконного искусства, нужно отличать так наз. подлинник, в котором указывается,
с какими чертами надо писать различных святых. Последний имеет значение
скорее духовной цензуры для икон. ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Источник:
Сергей Булгаков. ПРАВОСЛАВИЕ. Очерки учения православной
церкви. 2-е изд. // YMCA-PRESS, 11, rue de la Montagne Ste Genevieve, Paris
5e, 1989 См. также:
• Архимандрит Зинон.
БОГ ШЕЛ НА РИСК, СОЗДАВАЯ ЧЕЛОВЕКА •
Л.В.Кузнецова. О пигментах древнерусской темперной живописи
• Архимандрит Зинон. Беседы иконописца // Новгород, "Русская Провинция",
1993.
• Св. Ржаницына. МОСКОВСКАЯ ИКОНОПИСЬ КОНЦА XX
ВЕКА /Анализ творчества некоторых современных
иконописцев/
• Минеральные пигменты в иконописной
традиции >>>
Материал приводится в рамках Проекта "Рисуя Минералы..." и предназначен только для индивидуального прочтения.
При цитировании
обязательны указание автора и гиперссылка на сайт
http://mindraw.web.ru