Сайт Проекта

 Рисуя Минералы...  "Mineral Drawings" 

                                                                             Сайт проекта Рисуя Минералы

Об Авторах

  Каждый хочет быть выше окружающего мира и считает себя лучше его. Тот, кто на самом деле лучше, лишь выражает  этот мир лучше других.  - И.В. Гёте -

Надо внимательно присмотреться, вдуматься в каждый камень, и он сам расскажет тебе без шлифов и анализов о своём прошлом.  - А.Е. Ферсман, "Воспоминания о камне" -

 

В. Слётов и В. Макаренко с Т. М. Павловой, ст. н. с. ФММ и организатором выставки, на презентации I выпуска альбома "Рисуя минералы" 28 февраля 2002г. в минералогическом музее РАН  им. А. Е. Ферсмана

 

 

Виктор Слётов

     Виктор Слётов родился в г. Москве, увлёкся минералогией в детстве, школьником занимался в геологических кружках, особенно выделяет учёбу в геологической школе при МГУ. Выпускник геологического факультета МГУ по кафедре минералогии. Минералог, художник, поэт. Участвовал в геологических экспедициях по Уралу, Кавказу, Средней Азии, Казахстану. Работал геологом на сурьмяно-ртутных месторождениях Хайдаркан и Кадамджай. Изучал минералогию железорудных м-ний (Михайловского м-ния КМА, Бакальского м-ния на Урале и Керченского м-ния в Крыму), исследовал карстовые пещеры в Киргизии, Туркмении и в Крыму. Впервые рисунки В.Слётова были показаны на ХУIII выставке "Удивительное в камне" в Биологическом музее им. К.А. Тимирязева (Москва, 1981г.), где привлекли общее внимание. Некоторые из них вошли в его научные статьи, опубликованные в Трудах Минералогического музея им. А.Е. Ферсмана РАН. С детства собирает минералы. Научная коллекция В.Слётова насчитывает более 3000 образцов. Она отражает сферу интересов автора, а именно - онтогения минералов и нюансы морфологии кристаллов и агрегатов, и служит основной базой для его творческой работы. Д. чл. Российского минералогического общества РАН. Лауреат международной премии "Филантроп"-2004 "За новизну и оригинальность в творчестве".


В.А. Слётов.  "Рисуя Минералы..."

   Чем больше человек приблизился к природе,
тем дольше будет жить его искусство.
- Леонардо да Винчи -

          Рисовать минералы я начал давно, еще школьником, из необходимости давать документальные иллюстрации к своим статьим по онтогении минералов. Помню, что работать над этими рисунками с самого начала мне было куда интереснее, чем над текстом самих статей.

          Со временем пришло понимание того, что подача научного материала в минералогии (я имею в виду, главным образом, онтогению) должна основой своей иметь качественно и наглядно показанный объект обсуждения. Оптимально это - хороший рисунок, где камень говорит сам за себя. А обсуждение должно сводиться к объяснительной записке к такому рисунку. И чем она короче и лаконичнее, тем лучше. Кроме того, меня начал увлекать и чисто художественный подход к изображению камня. Безо всякого научного подтекста - просто показать некую красивую и удивительную грань природы. Или выразить через рисунок камня самого себя, свое настроение, с ним созвучное. Ведь они, камни, в некотором смысле тоже живые. И с ними можно научиться общаться. Они способны вызвать к себе массу змоций - от восторга до сострадания.

         Мое отношение к минералу в определённом смысле - религиозно. Думаю, зто не случайно, и вот что конкретно я имею в виду. В православно-христианском миропонимании человеку дано три храма: один - в его душе, второй - храм, церковь, дом Бога и молитвы, и третий храм - природа. Природа, созданная Богом в гармонии, чтобы показать человеку премудрость Божию через красоту и внутреннюю целесообразность мироздания.
          Поэтому, в моем понимании, изображать камень - дело очень ответственное, требующее вдумчивого и деликатного отношения к самому камню, кристаллу - как к Божьему чуду. Возможно, рисовать камень всерьёз - зто нечто сродни писанию иконы.

          Вот и изобразительные средства требуются аналогичные тем, что традиционно использовались в древней иконописи. Так, чтобы полноценно и выразительно показать камень в объеме, приходится использовать приемы ╚обратной перспективы╩. То есть показывать его как бы бинокулярно, в некоторой развертке. И принцип ╚самосветящегося объекта╩ - игнорируя внешний источник освещения, строить изображение так, словно предмет как бы фосфоресцирует, светится изнутри, сам являясь источником собственного освещения. Таким образом уходим от бликов и внешних светотеней. А зто открывает путь к прорисовке множества мелких, но значимых деталей, к большей достоверности и выразительноств изображения. Кстати, подобные приемы использовали н своем рисунке ещё даосы древнего Китая (школа Го-Си).

          Рисуя минералы, зачастую сознательно или бессознательно имеешь в виду нечто еще, более широкое, чем камень как таковой. О чем речь? История и искусства, и культуры неразрывно связана с миром камня. Ферсман в свое время написал об зтом целую книгу. Но я взгляну немного в ином направлении. Возьмем, к примеру, архитектуру. Храмы Византии и сростки кристаллов кварца - откуда это поразительное сходство? А юго-восточная Азия? Сплошной кальцит! Блочно-расщеплевный доломит в постройках Японии и Кореи. Пагоды Индии и Китая - как много в них от эпитаксических сростков кальцита (ромбоэдр по скаленоэдру). А двойники ставролита? - Самый древний крест на Земле. Еще жизни не было, а крест в камне уже был!Чтобы рисовать камень, вначале нужно научиться его наблюдать. И непременно с желанием понять, как он устроен, почему вырос именно таким, какова была его история, по-научному - онтогенез. Но ничего этого не получится, если вы его, камень, не полюбите. Полюбите камень - и он начнет открывать вам свои тайны. И вы научитесь его и рисовать, и созерцать. Кстати, в древних восточных учениях именно способность к созерцанию считалась главным. Чистое созерцание есть высшее знание, - говорили древние.

          Мир, по Достоевскому, спасется красотой. Красотой человека, природы.., И камня - части природы? Ведь камни как часть природы, её красоты, остались где-то в тени бесчисленных путей их прикладного использования.

          Фантазия природы неизмеримо богаче фантазии нашего ума. Но ее Божественная фантазия при всем сумасшедшем разнообразии всегда соединена с глубинными законами мира. Поэтому неискаженная природа всегда красива! И красота всех сущностей природы - в их целесообразности. В стремлении всех вещей к состоянию равновесия, внутреннего и взаимного. Но это - вечный процесс движения. И мне представляется, что задача искусства в естествознании - увидеть и показать моменты этого движения.

          Искусство - один из путей познания мира. Это общая мысль. Рисуя минералы, я увидел, что она может иметь вполне конкретное, практическое значение.
          Для меня сам процесс работы над рисунком минерала стал способом его изучения. Пока рисуешь кристалл или агрегат, поневоле приходится разбираться во всех тонкостях, деталях его строения, в их взаимосвязи между собой. Стоит оторваться от объекта изображения и начать делать рисунок путем "экстраполяции",  т.е. ╚отсебятины╩, как вскоре замечаешь, что камень на бумаге перестаёт быть реальным, что в нем что-то не так. Приходится возвращаться к объекту и искать ту деталь или закономерность в его строении, которая оказалась упущенной или искажённой. Находить ее, исправлять рисунок, приводя в соответствие с природой.

          Рисуя камень, я как бы создаю его заново по его законам. От- того, думаю, рождается понимание зтих законов. Сначала на уровне интунции. Затем, по мере осмысления и анализа, оно приобретает логическую форму научного знания. Разобравшись в зтом, я стал осознанно использовать рисование камия как полноценный метод его изучения.

          В ряде случаев я избегаю называть то, что делаю, ╚рисунком╩, предпочитая говорить скорее о ╚работе╩. Понятие ╚рисунок╩, по-моему, подразумевает нечто в значительней мере субъективное и простое. Нашел, увидел, нарисовал. Наиболее простой путь в зтом смысле - рисовать с фотографии. Сомневаюсь, есть ли в зтом какой-то смысл. Для меня, как для минералога, основной мотивацией в творчестве служит профессиональная любознательность. А она требует куда более сложного подхода.

          Сначала - разобраться всесторонне с образцом, изучить его, понять все стороны его морфологии и, по возможности, генезис, сопоставить с как можно большим количеством образцов аналогичного типа. Одним словом, провести предварительное научное исследование. И только когда камень, за который я взялся, становится мне понятен и перестает задавать новые вопросы, я считаю себя вправе приступить к следующему этапу - поиску изобразительных средств, оптимальных для его показа. далее следует поиск оптимального ракурса изображения. Иногда приходится задуматься над допустимой степенью возможной ╚реконструкции╩ при изображении образца - где-то целесообразно и уместно мысленно ╚нарастить╩ сколотую, например, головку кристалла, или, напротив, опустить несущественные, но отвлекающие внимание от главного детали.

          Выбор сюжета определяет всю дальнейшую работу - и стиль, и технику. Большая удача, когда в руки попадает ясный и гармоничный, ╚самодостаточный╩ объект, - камень, изобразить который, ничего в нем не меняя, - и легко, и должно. Сталкиваясь же с моментами преходящими, приходится отбрасывать всё случайное, оставляя и выделяя лишь те черты, которые определяют сущность данного явления. Суть работы художника-минералога заключается в поиске сущности явлений и в стремлении показать наглядно как сами эти явления, так и их всеобъемлющую взаимосвязь.

          Изображение, по возможности, должно нести максимальный смысловой подтекст, наглядно показывать и раскрывать какое-то явление или закономерность в строении камня. Удачный рисунок должен будоражить воображение дилетанта и заставлять задуматься профессионала.Как создаются совместные рисунки? В силу необходимости. Ведь возможности каждого по-своему ограничены. Попадаются сложные задачи, разобраться с которыми удается только общими усилиями, дополняя и исправляя друг друга. Движущая сила творчества, вдохновение - в стремлении постичь законы природы, в поиске через них самого себя как части Божьего Промысла.

          Абсолютно совершенный образ в искусстве невоплотим в принципе, он существует предвечно где-то в пространстве высшего и всеобъемлющего разума. Истинный мастер не создает ничего заново, из своей головы. Но таинством творчества извлекает некий образ из этого пространства и воплощает его материально. Поэтому никакое произведение нельзя считать вполне совершенным. Как бы замечательно оно не было. Потому что оно могло быть еще лучше! Понимая это, мастер никогда не может удовольствоваться сделанным. Творчество - это бесконечный путь восхожденвя с мучительным и в то же время радостным осознанием того, что цель этого пути - недостижима.

Публикации:
1. Ю.М.Дымков, В.А.Слётов, В.Н.Филиппов.  К ОНТОГЕНИИ СПИРАЛЬНОРАСЩЕПЛЕННЫХ
КУБООКТАЭДРИЧЕСКИХ БЛОК-КРИСТАЛЛОВ ПИРИТА
ИЗ КУРСКОЙ МАГНИТНОЙ АНОМАЛИИ. В сб."Новые данные о минералах". М.,2004. Вып.39, с.117-122.
2. Дымков Ю.М., Слетов В.А.  Совместное образование кристаллов и зернистых агрегатов в гидротермальных "отстойниках". Труды Минералогического музея АН СССР. Новые данные о минералах. М.: Наука, 1981, вып.29, с.54-58.
3. Слетов В.А.  К онтогении жеод кремнезема из каменноугольньных отложений Подмосковья. В сб. "Очерки по генетической минералогии". М.: Наука, 1976, с. 139-146.
4. Слетов В.А. К онтогении кристалликтитовых и геликтитовых агрегатов кальцита и арагонита из карстовых пещер Южной Ферганы. Труды Минералогического музея АН СССР. Новые данные о минералах. М.: Наука, 1985, вып. 32,
V.A.Slyotov. Concerning the ontogeny of cristallictite and helictite aggregates of calcite and aragonite from the karst caves of Southern Fergana. CAVE GEOLOGY,Petersburg,Vol 2,Number 4,March1999,page197-208
5. Слетов В.А. Морфология сталактитоподобных образований гётита из Бакальского месторождения. Труды Минералогического музея АН СССР. Новые данные о минералах. М.: Наука, 1976, вып.25, с. 205-210.
6. Слетов В.А. О деформации, расщеплении и замещении кристаллов антимонита растущими кристаллами кварца. Труды Минералогического музея АН СССР. Новые данные о минералах. М.: Наука, 1981, вып. 29, с.167-171.
7. Слетов В.А. Морфология кремнистых тел в карбонатных породах Подмосковья и их генезис. Новые данные о минералах СССР. 1977, вып.26, с.112-119.

    

     Владимир Макаренко

     Владимир Макаренко родился 5 сентября 1979 г. в городе Клин Московской области. В 1996 г. получил ╚красный╩ диплом по специальности "художник-дизайнер" на базе средней школы. В 1998 г. закончил Тверской художественный лицей ╧12 по специальности "Батик". Во время обучения участвовал в районных и областных художественных конкурсах, занимая призовые места. В 1999-2000 г. участвовал в выставках в г. Тверь и в Подмосковье (Батик), участие отмечено дипломами. В 2001 г. познакомился с В. Слётовым, под влиянием которого произошёл коренной перелом в творчестве. Открылся новый мир, мир камня...
 

В.С. Макаренко.  "Дорога к камню"

Природа столь жё неустанно творит новые формы,
как художник воспроизводит их.

-П. М. Бицилли-

          Рисовать я начал школьником. Первые работы - карандашная графика. Старался приблизить рисунок к природе. Нравилось рисовать все, что радовало глаз.
          Учился в 12 художественном лицее в Твери, где в основном поошряли ╚искания╩, связанные с фантазией, эклектикой и стилизацией. Объяснение - престиж. "Доискался" так, что интерес к природе стал падать. ╚Глаз не лежал╩. Я начал скучать. Благодаря оптимизму я искал, надеясь, что найду. И нашел.

          Вот вместе со своей девушкой на КЛИО. Она ходит - ищет подарок. А меня привлекли кристаллы кварца. достал ручку и тетрадь и просто начал рисовать. ╚Посмотри, какие разные грани, а вот углы между ними всегда постоянные╩, - сказал мне один из посетителей. Разговорились, познакомились. Его заинтересовали мои наброски. Виктор Слётов.
         Вот я уже в гостях у Слётова. Как будто попал в другой мир - первое впечатление. В обычной квартире -целый музей. Кругом камни - большие и маленькие. Разнообразие цвета и форм. На стене тоже камни - рисунки. Глаз невозможно оторвать. Вот оно - тонкость, живость, эмоциональность и отличная техника. Удивился, узнав, что Виктор не учился рисовать. И все-таки - как? - ╚Меня научил камень, а изображение само приходит╩, - сказал он.

          Первые пробы пера. Первые камни. Первые проблемы. Пытаюсь изобразить камень, основываясь на чертежах и схемах. Использую основные изобразительные приемы, исходя из лицейских "исканий". Получается нечто, сродни карикатуре. Форма и объем есть. Камня нет. Держу в руках и вижу другое. ╚Почему?╩ - спрашиваю у Виктора. - ╚Ты подстраиваешь камень под технику. Попробуй наоборот!╩ - ответил он. ╚Чем ближе в своих работах Вы приближаетесь к природе, тем дольше они будут жить!╩ - была цитата из дневников великого Леонардо, сказанная Виктором.
          Находясь среди камней, долго их разглядывая, думаешь. Первый удачный рисунок - это Морион. Первый камень, позволивший себя нарисовать. Долго держал его в руках, вертел, изучал. И понял. Я рисовал бездумно, не глядя на камень. Не понимал, ве видел его.

          Однажды, взяв в руки кристалл мориона, я мысленно попросил его помочь мне. Я никогда не забуду этого чувства. Морион лежал на моей правой руке. Закрыл глаза. Попросил его и ... Он ответил! Это было как стоп-кадр. Промелькнул его образ во всех деталях, подробностях. Он был огромен. Открыл глаза и, держа Морион в руке, стал рисовать. И вот, как из тумана, постепенно, стал выплывать увиденный образ.
         Конечно, изображение получилось не совсем таким, но это уже был шаг вперед. Я научился чувствовать. Кристалл открыл во мне новую способность - видеть образ. Виктор узнал в рисунке оригинал. Камень Морион.

          Дальше - больше. Интерес к камням стал расти. Виктор дает книги о камне, самые интересные А.Е. Ферсмана. Рассказывает о В.И. Степанове, Ю.М. Дымкове. ╚Рисуй познавая и познавая рисуй. Старайся в рисунке показать то, что видишь, чувствуешь. Захочешь - получится!╩  - слова В. Слётова. Мои новые работы радовали Виктора все больше, и однажды он предложил сделать серию совместных работ. Через камень я нашел друга, через друга я подружился с камнем.

          Серии работ, сделаннме совместно, оказались чем-то новым и качественно особенным. Мы поняли, что только объединив наши усилия в совместном творчестве, мы в состоянии создавать работы такого высокого уровня, который недоступен ни одному из нас в отдельности. Более того, мы едины в ошущении, что это далеко не предел возможного. Уверенность в правильности, в нужности поставленных задач и выработанного нами нестандартного способа их совместного решения придает новые силы и открывает безбрежные горизонты в творчестве и в познании.

          Рисовать камни сложно. Не легче портрета человека - нужно знать пластическую анатомию, найти удачное движение, понять характер. Как с камнем? Учебник минералогии дает сведения: названия, свойства, чертежи кристаллов. Все это нужно знать. Основываясь на этом, можно адекватно изобразить камень? Нет! Рисунок на уровне схемы или чертежа - что портрет человека, выполненный с его изваяния. Да, это будет человек, но узнаем ли мы его? Нет! Только пообщавшись с ним, раэобравшись в его характере, можно узнаваемо его изобразить. Иной художник сделает Вам портрет за несколько минут. Посмотрите на изображение, на другие портреты этого художника. Все какие-то усредненные, с одинаковыми глазами и все друг на друга похожи. С камнем дело ничуть не проще  - с ходу не нарисуешь!

          У каждого камня  - свой неповторимый образ. Работа удаётся только тогда, когда удаётся найти к нему особый, индивидуальный подход, который поможет ему ╚заговорить╩. И тогда он, камень, позволит себя нарисовать. При этом изображение получается ясным и адекватным. И я решил посвятить свою жизнь тому, чтобы показать через искусство образ камня таким, каким его открыл мне Виктор -  как застывшую музыку, как живую сущность неживой природы.

Что ещё?  Это за рамками проекта, но тоже интересно

Поэзия В. Слётова                                                        Батик В. Макаренко                                                  ЮМОР

На Главную