"""""""~-~-~-~"~&~"~-~-~-~"""""""
Начав свое формирование еще в XVIII веке, по
специальному указу Петра I, в России была создана уникальная
коллекция наиболее значительных и ценных вещей, являвшихся
достоянием всего государства Российского в целом, а не
принадлежащих исключительно царской династии. Она была собрана
из уникальных украшений светской знати, драгоценных орденских
знаков, изысканной утвари и регалий государственного значения.
Дорогостоящие предметы многих поколений Российских царей до
Первой Мировой войны хранились в Зимнем Дворце, в специальном
Бриллиантовом кабинете. В начале войны знаменитая ценная
коллекция была срочно перевезена в подвалы Московского Кремля,
где хранилась некоторое время. В 1922 г. предметы
декоративно-прикладного и ювелирного искусства, как уникальные
экспонаты, были выставлены в кремлевском музее Государственной
Оружейной палаты под названием Алмазного фонда России, где они
экспонируются и по сей день, потрясая посетителей своей
неописуемой красотой и изысканностью.
В так называемую историческую часть Алмазного фонда
наряду с императорскими регалиями, старинными орденами и
лучшими образцами ювелирных изделий XVIII-XIX веков, входят
уникальные драгоценные камни, известные как "Семь исторических
камней", или "Семь чудес Алмазного фонда". Это семь всемирно
известных драгоценных камней, особенно крупных, красивых и
значительных по своей ценности, - алмаз "Орлов", алмаз "Шах",
плоский портретный алмаз, гигантские шпинель, изумруд, сапфир и
хризолит.
Бриллиант "Орлов" - самый ценный и знаменитый из семи
исторических камней Алмазного фонда. С 1784 года он украшает
Императорский скипетр Екатерины Великой. Это восхитительный камень
необычной формы, ограненный в виде индийской розы, имеющий 180 граней
и вес 189,62 каратов. Согласно легенде, алмаз "Орлов" представляет
собой обработанный природный осколок огромного
кристалла весом в 400 карат, а по другой версии первоначальный
вес алмаза снизился с 400 до 189,62 каратов после его огранки в
бриллиант.
Интересна непростая история этого
дивного камня, который считается самым крупным алмазом, добытым
в Индии. Первым его владельцем стал Джехан Шах - потомок великой
династии Моголов. Следует отметить, что алмаз Великий Могол,
который также принадлежал Джехан Шаху, и который был
впоследствии утерян, нередко связывают с алмазом Орлов, и есть
версия, что эти два алмаза - на самом деле один и тот же камень.
Так это или нет в точности не известно. Найденный в Индии
в начале XVII века, прежде чем попасть в Россию, он поменял
нескольких владельцев. История камня загадочна, и историки
расходятся во мнениях. По одной из версий, он был вправлен в
статую Шивы в знаменитом храме Серингапатама, но оттуда его
похитил французский солдат, который затем продал камень
английскому капитану, а тот - торговцу-еврею, от которого и
получил его позднее граф Орлов. По другой версии, алмаз был
украден из трона шаха Надира, в который был вправлен, и пройдя
через несколько рук попал к армянскому купцу Лазареву, от
которого и получил камень Орлов. Сперва, исходя из легенды, этот камень
имел название "Дерианур" и украшал голову индийского идола.
Легенда рассказывает, что этот алмаз служил глазом для статуи
Брахмы в храме Серингапатама (шт. Майсур), и именно оттуда его в начале XVIII
века похитил французский солдат. По другой версии алмаз был
украден из трона персидского Надир-Шаха после его гибели в 1747
году. В 1768 г. камень был куплен в Амстердаме русским графом
Григорием Орловым за 400 000 золотых рублей в подарок Екатерине
Великой, - в 1773 году он был преподнесён Орловым Екатерине II в
день её именин. Императрица повелела вставить камень в свой
золотой скипетр. В знак благодарности Екатерина дала алмазу имя
своего верного подданного. Алмаз "Орлов" представляет
собой кристально чистый прозрачный камень, слегка отливающий
зеленовато-голубоватым оттенком. Величиной и формой с половину
куриного яйца, вставленный в императорский скипетр, он является
одним из наиболее известных экспонатов Алмазного фонда.
Вторым в драгоценной коллекции считается не менее
знаменитый и известный алмаз "Шах" массой 88,7 каратов.
Он был найден там же, где и алмаз "Орлов", - в Голкондских
копях в Индии, в XVI веке, незадолго до
того, как их забросили. Это прозрачный камень редкой чистоты, с
незначительным желтоватым оттенком, без огранки. Природная форма
его практически полностью сохранена, лишь в некоторых местах он
слегка отшлифован. Известно, что этот алмаз носили в качестве
магического талисмана. Согласно Тавернье, в 1665 г. "алмаз был
подвешен к трону Великих Моголов и висел так, чтобы сидящий на
троне постоянно видел его перед собой". На камне три надписи на
персидском языке, означающие имена его прежних владельцев и
соответствующие даты в мусульманском летосчислении, основанном
на лунном календаре: сперва это был правитель индийской провинции
Низам-шах, затем Шах-Джахан из династии Великих Моголов, третьим
- персидский шах Фатх-Али-шах, уже из рук которого он и попал в
Россию. Алмаз "Шах" был преподнесен сыном наследника
персидского престола в дар русскому царю вместе с другими
ценными дарами в надежде на исчерпание конфликта, назревавшего в
связи с трагическими событиями в Тегеране. В 1829 году алмаз был
привезён Николаю I принцем Хозрев-Мирзой как выкуп "во искупление" за
убийство в Тегеране главы Русской дипломатической миссии А.С. Грибоедова.
Считается, что покоренный прелестью алмаза, император принял дары
посла и забыл тегеранский инцидент.
В Алмазном Фонде также представлен удивительный
абсолютно плоский алмаз весом в 25 карат и общей площадью в 7.5
кв. см., вставленный в изысканный золотой браслет, выполненный в
готическом стиле. Это - "портретный" алмаз, под который
вставлена цветная миниатюра портрета императора Александра I.
Этот прозрачной чистоты камень считается самым крупным из
портретных алмазов, которые когда-либо использовались в мире.
Алмаз вместе с браслетом, изготовленном по заказу во Франции,
прибыл в Россию в XIX веке. Теперь хранится в коллекции
Алмазного фонда среди семи
исторических знаменитых камней. Браслет сам по себе является
редким шедевром ювелирного искусства, "портретный" алмаз в
инкрустированной эмалью и изумрудами изящной оправе из золота
представляет великолепное дополнение к браслету.
Другим прекрасным драгоценным камнем Алмазного фонда
является великолепная ярко-красная огромная
шпинель массой 398,72 карата,
украшающая символ Алмазного фонда - Большую
императорскую корону. Большая императорская корона, чудо
ювелирного искусства, была изготовлена в 1762 году для
коронации императрицы Екатерины Великой придворными ювелирами
Георгом Экартом и Иеремией Позье; руководил работой и создал
эскиз и каркас короны Георг Экарт, а подбором камней занимался
Позье. Сама корона изготовлена из золота в виде традиционных
ажурных полусфер, украшенных сплошной россыпью бриллиантовых
декоративных цветков. В короне 4.936 бриллиантов общим весом в
2.858 карат, переливающихся разноцветными радужными искрами, и
75 жемчужин. Вес этой самой дорогой короны в мире почти 2 кг. А
венчает её удивительная по редкости и красоте благородная
красная шпинель. Камень был приобретён в 1676 году у китайского
императора Канси́ и доставлен на Русь ученым и писателем
Николаем Спафарийем, находившимся на дипломатической службе при
царе Алексее Михайловиче в Пекине (Китай) с 1675 дo 1678 г. Этот
знаменитый камень, долгое время ошибочно считавшийся рубином,
кочевал из одной короны в другую и первоначально украшал
императорский головной убор Елизаветы Петровны. Такая
крупная благородная шпинель ровной окраски и
идеальной чистоты и прозрачности - величайшая редкость, и равной
ей нет в
мире.
Прекрасный колумбийский изумруд, вправленный в брошь
(Россия, конец XIX в.), также входит в число семи исторических
камней коллекции Алмазного фонда. Величина камня (масса 136, 25
кар), равномерность распределения насыщенно зеленой окраски и
чистота позволяют относить его к уникальным творениям природы.
Изумруд вставлен в изящную брошь из благородных металлов,
усыпанную бриллиантами. Ступенчатая огранка камня идеально
сочетается с декоративными вензелями и листьями из золота и
серебра. Этот удивительный камень найден и
привезен из Колумбии в XV-XVI веках, а в первой половине XIX
века он попал в Россию и был вправлен в брошь неизвестным
ювелиром.
Еще одним из семи исторических камней Алмазного фонда
России является красивый крупный старинный
сапфир с Цейлона,
сохранивший
древнюю индийскую огранку. Он был приобретён русским царём
Александром II в подарок жене на выставке в Лондоне. Камень вставлен в ажурную золотую оправу
изысканной броши, инкрустированной множеством мелких и
крупных бриллиантов. Этот сапфир считается самым большим и
красивым сапфиром в мире. Его вес составляет почти 260 карат,
уникальна оригинальная огранка, а
изумительный сиренево-синий насыщенный цвет в сочетании с
прозрачностью и чистотой камня поражают воображение. Кроме
изумительного цвета, камень замечателен и своей обработкой. На
нём нанесено более 100 граней, с чрезвычайным вкусом подобрана и
оправа из бриллиантов. Верхняя часть камня сплошь покрыта
мелкими шестиугольными фасетами, и лучи света, разбиваясь об эту
многогранную поверхность, искрящимися фонтанами льются в разные
стороны, создавая приятную мягкую игру. Бриллианты усиливают
яркость этого прекрасного самоцвета. Брошь была
изготовлена в середине XIX века, её ступенчатая форма удачно
скрыла излишнюю толщину камня, заключённого в высокий лёгкий
ажурный каст. К сожалению, почти ничего не известно о
происхождении этого сапфира, и только согласно преданиям он тоже прошел долгий путь из
Индии через Персию и Кавказ, прежде чем попасть в Россию.
Седьмым удивительным камнем в уникальной коллекции семи
исторических камней Алмазного фонда представлен один из самых
крупных в мире хризолитов, оливково-зеленый камень весом 192,75
карата (хризолит весом 310 каратов хранится в Смитсоновском
институте в Вашингтоне, и хризолит в 146 каратов - в
Геологическом музее в Лондоне).
Этот дивной красоты прозрачный и чистый, как родниковая вода,
покрытый уникальной старой огранкой камень, был найден на
вулканическом острове Зебергет в Красном море. Гигантскому
хризолиту нет равных во всем мире по чистоте, прозрачности и
красоте цвета. Крупная, слегка выпуклая верхняя площадка
окружена ступенчатыми гранями, а обратная сторона камня огранена
менее обычно и покрыта сложной комбинацией многочисленных
неправильных четырёхугольных граней. Камень имеет
удлиненно-овальную форму с размерами по периметру 5,2 х 3,5 см.
и достигает 1,05 см. по толщине. В прошлом он был заключен в
золотую оправу с тридцатью бриллиантами. Историки утверждают,
что именно этот камень и есть тот самый, якобы, «изумруд»,
сквозь который римский император Нерон взирал на устроенный им
самим пожар Рима. В многочисленных гранях этого драгоценного камня
преломляются, исходя из его глубины, сверкающие лучи света всех
зелёных оттенков. Этим чудом природы завершается коллекция семи исторических
камней.
Литература:
Сокровища Алмазного фонда СССР. Альбом, М., 1967
Ферсман
А.Е. Рассказы о самоцветах. Москва: Наука, 1974. с.252
Ферсман А.Е. -Очерки по истории камня, т.1(1954) и т.2
(1961) - М, изд. АН СССР
|
|