В восьмидесятых годах прошлого века были у меня
дружеские контакты с небольшой группой активных и талантливых
молодых людей - любителей минералов, приятелей и друзей Виктора
Арнольдовича Слётова. Кому-то я «высокопарно» напутствовал:
Будь личностью в большом и малом,
Пока огонь в душе горит.
И мой совет: расти кристаллом!
Не расщепляйся в сферолит!
Жизненные тектонические разломы, «впуки и выпуки» ( русская
замена терминов «синклинали» и «антиклинали»; приписывается
Варсанофьевой ) долгожданной «демократии» разметали эту
интересную группу. Один из них, по натуре философ, защитил
минералогическую диссертацию и улетел в Лондон, где работал на
бензоколонке. Другой ушел в физику минералов. Третий - интересный
геолог и математик, к сожалению, сейчас далёк от
минералогии.
У Виктора Слётова жизнь складывалась по-иному. После окончания
геологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, ещё до начала
«перестройки» покалечен бандитами за отказ подписать самооговор.
Бандитов-то наказали, а Виктор получил инвалидность на всю
оставшуюся жизнь. Но любовь к камню и привычка работать
оказались сильнее обстоятельств и он начал осуществлять
давнишнюю свою задумку - рисовать минералы.
В 2004 году В.А. Слетов удостоен звания лауреата международной
премии «Филантроп» за выдающиеся достижения инвалидов в области
культуры и искусства
(специальная премия «За новизну и оригинальность в творчестве»).
Проект «Рисуя минералы» получил свое первое признание!
Конкурсную комиссию поразили оригинальность замыслов и качество
художественного их исполнения в альбомах «Рисуя минералы». В
течение 2001-2004 гг опубликовано три таких альбома; два
последних - с подзаголовком «Онтогения минералов в рисунках».
Рисунки вызывают неподдельный интерес не только у художников, но
и у минералогов, однако отметим, что, все три альбома рисунков
В.Слётова и В.Макаренко не являются обычным научным
произведением: они бессистемны и в выборе минералогических
объектов, и в порядке расположения рисунков. Это - однозначно
художественный подход - нарисовано то, что заинтересовало
художников как минералогов и понравилось им эстетически как
художникам. Как не вспомнить здесь Г. Гейне
- «Соловьи поют без
правил, по свободному желанью». Но научная часть в рисунках
здесь более чем существенна.
У науки и искусства различные познавательные возможности и тем
более ценно их содружество в получении единой, обобщенной
информации об окружающем мире и мире камня. Художественный образ
минералогического объекта, созданный понимающим суть дела
специалистом, имеет первостепенное значение для расшифровки
генезиса минералов и прежде всего для выявления механизма роста,
растворения и перекристаллизации минералов в друзах и в
конкрециях - вопросы мало изученные и по существу поднятые
В.Слётовым.
Детальные изображения морфологии, особенно поверхности,
кристаллов и сферолитов, нарисованные при изучении минералов под
бинокуляром ( стереомикроскопом ), дают богатую пищу для
генетической минералогии и в первую очередь
- для онтогении
минералов, изучающей развитие минеральных индивидов и агрегатов,
их «жизнь». Изучается механизм образования и развития зародышей
кристаллов и сферолитов, их дальнейший рост и последующие
минералогические события - растворение, перекристаллизация,
регенерация и т.д. И всё это по признакам, записанным на самих
минералах. Виктор Слётов полностью следует идеям основателя
онтогении минералов профессора Д.П. Григорьева, звавшего
минералогов к изучению и пониманию камня как истинного источника
главнейшей и разнообразной минералогической информации, не
забывая и его эстетическую сторону.
Появившийся на обложке второго выпуска Альбома подзаголовок «Онтогения
минералов в рисунках» четко определяет минералогическое
направление, в котором работает минералог и художник Виктор
Слётов и его ученик и соавтор - художник Владимир Макаренко.
Многие графические (черно-белые) рисунки выполнены авторами с
такой точностью и детализацией (подробностью), что не требуют
пояснения для специалистов, способных оценить новизну и научную
ценность добротного и во многом уникального фактического
материала.
Удивительны примеры пластической деформации кристаллов
антимонита растущим в них тонкозернистым агрегатом
окристаллизованных с поверхности зерен кварца. (Рис.12,13;
вып.1). Не уступают им по информативности и многие цветные
рисунки (акварель), выполненные В. Слётовым совместно с В.
Макаренко. Здесь достаточно упомянуть картину одновременной
перекристаллизации индивидов двух различных минералов -
целестина и самородной серы с признаками одновременного
растворения и роста (рис.24; вып.3). В целом цветные рисунки
служат отличным добавлением к графическим материалам. Многие из
них безусловно порадуют глаз коллекционеров, любителей и
ценителей минералов. Впечатляют графические изображения
В.Слётова конкреций кремнезема и рисунки цветной тушью В.
Макаренко дымчатого кварца и аметиста в первом выпуске.
Прекрасно нарисованы антолиты гипса, растущие своим основанием
на пористой подложке (рис.1 , вып.2), вивианит в раковине
(рис.30; вып.2), плёнка ковеллина на кристалле халькопирита
(рис.24; вып.2), двойник александрита (вторая сторона обложки,
вып.2) и многое другое.
В «цветном» изображении ярко окрашенных минералов появляются
сложности в сочетании цветов. То, что в мелком образце прекрасно
сочетается, при увеличении, на бумаге может выглядеть грубовато
(Рис.20; вып.3). В этом случае можно было бы «отойти от природы»
и использовать менее насыщенные цвета для кварцита.
Выбор объекта для рисования и техника изображения весьма
эмоциональны и не лишены изысканности и утонченности. Наряду с
этим для увеличения кристаллографической информации не везде
показаны и учтены перспектива, тени, создающие или
подчеркивающие эффект объемности образца. Там, где всё это
показано , графика ювелирна и едва уловимого утолщения линий или
штрихов становится достаточным для ощущения трехмерности
кристаллов и друз. Единичное замечание
- рис. 8, вып.1, где одна
грань октаэдра выглядит выпуклой.
Точные научные рисунки, каким бы мотивом не руководствовался
художник, крайне трудоемки. Тем не менее, можно надеяться на
продолжение авторами успешно начатой работы и создание более
специализированных художественных альбомов по онтогении
минералов.
Интересна попытка В. Слётова использовать минеральные формы для
создания отвлеченных художественных образов - рис.11, вып.2,
дендритных пейзажей (рис. 6, вып. 1; рис. 8 и 9, вып. 2 ),
картины перевернутого образца лимонита (рис.10, вып. 2).
Альбомы рисунков - великолепный подарок коллекционерам и
любителям камня, расширяющий их представления о минеральном мире.
Для специалистов, интересующихся генезисом минералов, это во
многом сборники научных статей в картинках, содержащих
малоизвестную или новую информацию. Для преподавателей
минералогии, естествознания или природоведения альбомы дают
возможность скомпоновать из отдельных рисунков разнообразные
тематические стенды, например, «Минералы кремнезема» (кристаллы
и агрегаты кварца, жеоды, конкреции халцедона, агаты) - более 20
листов, «Скелетные кристаллы и дендриты» (18 рисунков) «Сферолиты
и лучистые агрегаты»( 20 рисунков), «Минеральные агрегаты пещер»
(9 рисунков), «Двойниковые срастания» (10 рисунков) и т.д.
Досадный недостаток альбомов - относительно высокая для рядовых
научных сотрудников и студентов цена. К сожалению, альбомы
печатались лишь на средства авторов и цена устанавливается в
надежде хоть в какой-то мере компенсировать их затраты.
Прискорбно видеть, что это не отражено в выходных данных
альбомов.
Но был круг лиц всячески способствовавших изданию - директор
Минералогического музея им. А.Е.Ферсмана РАН доктор г.-м.н.,
профессор М.И. Новгородова, сотрудники этого музея Т.М.Павлова,
А.А.Евсеев, Д.И. Белаковский и другие. Без их бескорыстной
помощи и поддержки осуществление проекта «Рисуя минералы»
вряд-ли оказалось бы возможным.
Хочется верить, что дальнейшее плодотворное
сотрудничество авторов и Минералогического музея, в котором,
кстати, проходила презентация первого выпуска Альбома «Рисуя
минералы» и была организована выставка работ В.А.Слетова и
В.С.Макаренко, будет еще более успешным и они порадуют
специалистов и любителей минералов новыми интересными работами.
Уместно также отметить, что в экспозиции и фондах Музея хранится
192 образца различных минералов, переданных В.А.Слетовым в дар
Музею.
Источник:
публикация в кн: "Новые данные о
минералах" (2005). М.,
Издание Минералогического Музея им. А.Е.Ферсмана РАН. Вып.40