Сайт Проекта  

"Рисуя Минералы...", "Mineral Drawings" 

 

Ю. М. Дымков.  Об удивительных рисунках минералов Виктора Слётова и Владимира Макаренко

 

                                                                                                               

В восьмидесятых годах прошлого века были у меня дружеские контакты с небольшой группой активных и талантливых молодых людей - любителей минералов, приятелей и друзей Виктора Арнольдовича Слётова. Кому-то я ╚высокопарно╩ напутствовал:

Будь личностью в большом и малом,                                                
Пока огонь в душе горит.
И мой совет: расти кристаллом!                                
Не расщепляйся в сферолит!

Жизненные тектонические разломы, ╚впуки и выпуки╩ ( русская замена терминов ╚синклинали╩ и ╚антиклинали╩; приписывается Варсанофьевой ) долгожданной ╚демократии╩ разметали эту интересную группу. Один из них, по натуре философ, защитил минералогическую диссертацию и улетел в Лондон, где работал на бензоколонке. Другой ушел в физику минералов. Третий - интересный геолог и математик, к сожалению, сейчас далёк от минералогии.
     У Виктора Слётова жизнь складывалась по-иному. После окончания геологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, ещё до начала ╚перестройки╩ покалечен бандитами за отказ подписать самооговор. Бандитов-то наказали, а Виктор получил инвалидность на всю оставшуюся жизнь. Но любовь к камню и привычка работать оказались сильнее обстоятельств и он начал осуществлять давнишнюю свою задумку - рисовать минералы.

     В 2004 году В.А. Слетов удостоен звания лауреата международной премии ╚Филантроп╩ за выдающиеся достижения инвалидов в области культуры и искусства ( специальная премия ╚За новизну и оригинальность в творчестве╩). Проект ╚Рисуя минералы╩ получил свое первое признание! Конкурсную комиссию поразили оригинальность замыслов и качество художественного их исполнения в альбомах ╚Рисуя минералы╩. В течение 2001-2004 гг опубликовано три таких альбома; два последних - с подзаголовком ╚Онтогения минералов в рисунках╩. Рисунки вызывают неподдельный интерес не только у художников, но и у минералогов, однако отметим, что, все три альбома рисунков В.Слётова и В.Макаренко не являются обычным научным произведением: они бессистемны и в выборе минералогических объектов, и в порядке расположения рисунков. Это - однозначно художественный подход - нарисовано то, что заинтересовало художников как минералогов и понравилось им эстетически как художникам. Как не вспомнить здесь Г. Гейне - ╚Соловьи поют без правил, по свободному желанью╩. Но научная часть в рисунках здесь более чем существенна.

     У науки и искусства различные познавательные возможности и тем более ценно их содружество в получении единой, обобщенной информации об окружающем мире и мире камня. Художественный образ минералогического объекта, созданный понимающим суть дела специалистом, имеет первостепенное значение для расшифровки генезиса минералов и прежде всего для выявления механизма роста, растворения и перекристаллизации минералов в друзах и в конкрециях - вопросы мало изученные и по существу поднятые В.Слётовым.

     Детальные изображения морфологии, особенно поверхности, кристаллов и сферолитов, нарисованные при изучении минералов под бинокуляром ( стереомикроскопом ), дают богатую пищу для генетической минералогии и в первую очередь - для онтогении минералов, изучающей развитие минеральных индивидов и агрегатов, их ╚жизнь╩. Изучается механизм образования и развития зародышей кристаллов и сферолитов, их дальнейший рост и последующие минералогические события - растворение, перекристаллизация, регенерация и т.д. И всё это по признакам, записанным на самих минералах. Виктор Слётов полностью следует идеям основателя онтогении минералов профессора Д.П. Григорьева, звавшего минералогов к изучению и пониманию камня как истинного источника главнейшей и разнообразной минералогической информации, не забывая и его эстетическую сторону.

     Появившийся на обложке второго выпуска Альбома подзаголовок ╚Онтогения минералов в рисунках╩ четко определяет минералогическое направление, в котором работает минералог и художник Виктор Слётов и его ученик и соавтор - художник Владимир Макаренко.
     Многие графические (черно-белые) рисунки выполнены авторами с такой точностью и детализацией (подробностью), что не требуют пояснения для специалистов, способных оценить новизну и научную ценность добротного и во многом уникального фактического материала.

     Удивительны примеры пластической деформации кристаллов антимонита растущим в них тонкозернистым агрегатом окристаллизованных с поверхности зерен кварца. (Рис.12,13; вып.1). Не уступают им по информативности и многие цветные рисунки (акварель), выполненные В. Слётовым совместно с В. Макаренко. Здесь достаточно упомянуть картину одновременной перекристаллизации индивидов двух различных минералов - целестина и самородной серы с признаками одновременного растворения и роста (рис.24; вып.3). В целом цветные рисунки служат отличным добавлением к графическим материалам. Многие из них безусловно порадуют глаз коллекционеров, любителей и ценителей минералов. Впечатляют графические изображения В.Слётова конкреций кремнезема и рисунки цветной тушью В. Макаренко дымчатого кварца и аметиста в первом выпуске. Прекрасно нарисованы антолиты гипса, растущие своим основанием на пористой подложке (рис.1 , вып.2), вивианит в раковине (рис.30; вып.2), плёнка ковеллина на кристалле халькопирита (рис.24; вып.2), двойник александрита (вторая сторона обложки, вып.2) и многое другое.

     В ╚цветном╩ изображении ярко окрашенных минералов появляются сложности в сочетании цветов. То, что в мелком образце прекрасно сочетается, при увеличении, на бумаге может выглядеть грубовато (Рис.20; вып.3). В этом случае можно было бы ╚отойти от природы╩ и использовать менее насыщенные цвета для кварцита.
     Выбор объекта для рисования и техника изображения весьма эмоциональны и не лишены изысканности и утонченности. Наряду с этим для увеличения кристаллографической информации не везде показаны и учтены перспектива, тени, создающие или подчеркивающие эффект объемности образца. Там, где всё это показано , графика ювелирна и едва уловимого утолщения линий или штрихов становится достаточным для ощущения трехмерности кристаллов и друз. Единичное замечание - рис. 8, вып.1, где одна грань октаэдра выглядит выпуклой.

     Точные научные рисунки, каким бы мотивом не руководствовался художник, крайне трудоемки. Тем не менее, можно надеяться на продолжение авторами успешно начатой работы и создание более специализированных художественных альбомов по онтогении минералов.

     Интересна попытка В. Слётова использовать минеральные формы для создания отвлеченных художественных образов - рис.11, вып.2, дендритных пейзажей (рис. 6, вып. 1; рис. 8 и 9, вып. 2 ), картины перевернутого образца лимонита (рис.10, вып. 2).

     Альбомы рисунков - великолепный подарок коллекционерам и любителям камня, расширяющий их представления о минеральном мире. Для специалистов, интересующихся генезисом минералов, это во многом сборники научных статей в картинках, содержащих малоизвестную или новую информацию. Для преподавателей минералогии, естествознания или природоведения альбомы дают возможность скомпоновать из отдельных рисунков разнообразные тематические стенды, например, ╚Минералы кремнезема╩ (кристаллы и агрегаты кварца, жеоды, конкреции халцедона, агаты) - более 20 листов, ╚Скелетные кристаллы и дендриты╩ (18 рисунков) ╚Сферолиты и лучистые агрегаты╩( 20 рисунков), ╚Минеральные агрегаты пещер╩ (9 рисунков), ╚Двойниковые срастания╩ (10 рисунков) и т.д.

     Досадный недостаток альбомов - относительно высокая для рядовых научных сотрудников и студентов цена. К сожалению, альбомы печатались лишь на средства авторов и цена устанавливается в надежде хоть в какой-то мере компенсировать их затраты. Прискорбно видеть, что это не отражено в выходных данных альбомов.
     Но был круг лиц всячески способствовавших изданию - директор Минералогического музея им. А.Е.Ферсмана РАН доктор г.-м.н., профессор М.И. Новгородова, сотрудники этого музея Т.М.Павлова, А.А.Евсеев, Д.И. Белаковский и другие. Без их бескорыстной помощи и поддержки осуществление проекта ╚Рисуя минералы╩ вряд-ли оказалось бы возможным.

     Хочется верить, что дальнейшее плодотворное сотрудничество авторов и Минералогического музея, в котором, кстати, проходила презентация первого выпуска Альбома ╚Рисуя минералы╩ и была организована выставка работ В.А.Слетова и В.С.Макаренко, будет еще более успешным и они порадуют специалистов и любителей минералов новыми интересными работами. Уместно также отметить, что в экспозиции и фондах Музея хранится 192 образца различных минералов, переданных В.А.Слетовым в дар Музею.

Источник: публикация в кн: "Новые данные о минералах" (2005). М., Издание Минералогического Музея им. А.Е.Ферсмана РАН. Вып.40

К содержанию раздела

Интернет-публикация в рамках проекта "Рисуя Минералы"  предназначена только для индивидуального прочтения
При цитировании указание автора и гиперссылка на сайт http://mindraw.web.ru обязательны

На Главную  Rambler's Top100